В.Яковлев - Пушкин и музыка

А.Пушкин



Книга о русских композиторах и произведениях на стихи А.С.Пушкина

 

 

Музыка в жизни и поэзии Пушкина

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


 

Поэзия в представлении Пушкина почти неизменно связана с музыкой, и прежде всего — музыкой природы. Об этом говорят его воспоминания о первых ранних творческих волнениях:

В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой.
Иль ночью моря гул глухой,
Иль хлопот речки тихоструйной.

Не раз замечалось, что Пушкин постоянно отзывается на звучащий мир: шум волн, гул моря, звук голоса любимой, слова, произнесенные в тиши, «звук ночной в лесу глухом», напевы, напоминающие «другую жизнь и берег дальней», зов умершей возлюбленной («приди, как дальняя звезда, как легкий звук, иль дуновенье.»); эхо-—образ поэта. С этими элементами пушкинской поэзии мы очень быстро свыкаемся, склонны, быть может, даже не отдавать себе отчета в том, что они говорят об очень тонких слуховых восприятиях поэта, о его звуковой памяти, о его общей музыкальной восприимчивости. Нетрудно проследить, что Пушкин, наряду с отвлеченными образами «певца» и «Музы, пленявшей юный слух напевами», передает свои вполне реальные звуковые ощущения, чрезвычайно отчетливо запоминаемые им:

Все было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые;
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг;
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке:
И нас пленяли вдалеке
Рожок и песня удалая.
Но слаще, средь ночных забав,
Напев Торкватовых октав!

В «Онегине» мы встречаем несколько «музыкальных» штрихов:

Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
Садился он [Ленский] за клавикорды
И брал на них одни аккорды.

В отрывке из «Путешествия Онегина» находим следующие прославленные строки:

Финал гремит; пустеет зала;
Шумя, торопится разъезд;
Толпа на площадь побежала
При блеске фонарей и звезд,
Сыны Авзонии счастливой
Слегка поют мотив игривой,
Его невольно затвердив,
А мы ревем речитатив.

Наибольшее место, в смысле отражения музыкальных впечатлений, уделено в его поэзии песне.
Песня татарская, черкесская, цыганская, восточная (песня дев в «Руслане и Людмиле»), русская песня входит в большинство поэм Пушкина, в его драматические произведения, и в этом отношений особенно примечательна «Русалка» с ее подлинными народными песнями, записанными поэтом, а также и теми, что с поразительной чуткостью и знанием народного творчества вновь созданы им же. Чрезвычайно характерны песни, отмеченные им для исполнения в сцене «Корчма» в «Борисе Годунове».
Еще больше встречаем мы у него упоминаний о песне; их много в «Евгении Онегине»: «Уж расходились хороводы.», «В избушке, распевая, дева прядет.», «Пастух, плетя свой пестрый лапоть, поет про волжских рыбарей.» и т. д. В «Отрывках из путешествия Онегина» Пушкин говорит о бурлацких песнях — откликах на крестьянские восстания.

В феврале 1825 года Пушкин пишет Вяземскому из Михайловского: «Покамест я один одинешенек. слушаю старые сказки да песни». О песнях Арины Родионовны говорится и в стихотворении того же года «Зимний вечер».
Как известно, Пушкин здесь просит Арину Родионовну спеть две песни, хотя и знакомые ему по сборникам Чу л ков а и Прача, но тем не менее, желательные для него в исполнении его любимицы, старого друга, как то было в детстве:

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.


Упоминание о песке ямщика имеется в другом, знакомом нам с детства стихотворении «Зимняя дорога»:

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика,
То разгулье удалое,
То сердечная тоска
.

И, наконец, с удивительной силой выражена Пушкиным его любовь к народной песне в неоконченном стихотворении 1833 г.:

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки.
На дороге в тьме ночной
Сладки мне родные звуки
Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.
Пой «Лучинушка, лучина,
Что же не светло горишь?.»

По приезде в Москву поэт бывал в доме известных литературных деятелей братьев Киреевских, один из которых, Петр Васильевич, принадлежал к крупнейшим собирателям народных песен. В доме у них часто пелись народные песни, и Пушкин, несомненно, знакомился с ними.
Огромный научный и художественный интерес представляет тот факт, что Пушкин передал П. В. Киреевскому целую тетрадь своих записей народных песен. Сборник, привезенный Пушкиным, явился впоследствии предметом широкого обсуждения среди пушкинистов и этнографов; в наши дни создалась весьма значительная литература по этому вопросу.

К фактам того же порядка относятся посещения поэтом и его дружеские отношения с известным в то время камерным певцом, исполнителем народных песен — И. А. Рупиным (в Петербурге).
В Москве в доме Ушаковых Пушкин стал бывать зимою 1826—1827 года. Знакомство с Ушаковыми, как известно, было значительной полосой в личной жизни поэта. В этой семье процветала и музыка разных жанров — романсовая, песенная, оперная. Среди других сведений о семье Ушаковых мы узнаем, что Пушкин «охотно беседовал со старухой Ушаковой и часто просил ее диктовать ему известные ей русские народные песни и повторять их напевы».

В Москве же, а потом в Петербурге он посещал семью Луниных и слушал превосходное пение одной из выдающихся певиц той эпохи Ек. Петр. Луниной.
 
В «Домике в Коломне» (1830) мы встречаемся с высказыванием Пушкина о русской песне; его Параша

Играть умела также на гитаре
И пела Стонет сизый голубок,
И Вы ду ль я, и то, что уж постаре,
Все, что у печки в зимний вечерок,
Иль скучной осенью при самоваре,
Или весною, обходя лесок,
Поет уныло русская девица.
...............
Печалию согрета
Гармония и наших муз, и дев.
Но нравится их жалобный напев.

Неизменный живой и деятельный интерес к народной песне можно проследить у Пушкина и в дальнейшем. Во время своей поездки в Оренбургский край для собирания материалов по истории восстания Пугачева он находит в Бердах старуху, которая не только рассказывает, но и поет пески про Пугачева. Занятия Пушкина по изучению песен о Степане Разине общеизвестны; результатом их явились три песни — «Как по Волге реке, по широкой», «Ходил Стенька Разин», «Что не конский топ, не людская молвь». Эти песни представляют собою самостоятельные работы поэта в характере народных песен; в Михайловском же он записал подлинные песни о сыне Степана Разина, судьбой которого он интересовался: 1) «Песня о сыне Стеньки Разина», 2) «Как на утренней заре, вдоль по Каме по реке».
Представляет значительный интерес сообщение А. Н. Верстовского В. Ф. Одоевскому (1860) о том, как он «часто наигрывал покойному Пушкину» песню, относящуюся ко времени Петра I: «На матушке на Неве-реке молодой матрос корабли снастил»; «.она,— добавляет Верстовский,— приводила его в восторг».
Отрывки из народных песен приводятся также в «Капитанской дочке» и «Дубровском» — в виде эпиграфов, цитат, в «Истории пугачевского бунта».

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12