Л. Раабен - Жизнь замечательных скрипачей

Ноты для скрипки



Биографические очерки о музыкантах - скрипачах

 

ДЖОВАННИ-БАТТИСТА ВИОТТИ

 

 

Трудно сейчас даже представить себе, какой славой пользовался Виотти при жизни. С его именем связана целая эпоха в развитии мирового скрипичного искусства; он был своеобразным эталоном, по которому измеряли и оценивали игру скрипачей, на его произведениях учились поколения исполнителей, его концерты служили образцом для композиторов. Даже Бетховен, создавая Концерт для скрипки, ориентировался на Двадцатый концерт Виотти.

Итальянец по национальности, Виотти стал главой французской классической скрипичной школы, оказав влияние и на развитие французского виолончельного искусства. В значительной степени от Виотти шел Жан-Луи Дюпор-младший (1749—1819), перенеся на виолончель многие из принципов прославленного скрипача. Роде, Байо, Крейцер — ученики и почитатели Виотти — посвятили ему в своей Школе следующие восторженные строки: «.Этот инструмент (т. е. скрипка.—Л. Р.), созданный природой, чтобы царствовать на концертах и подчиняться требованиям гения, в руках больших мастеров приобрел различнейший характер, который они пожелали ему придать. Простой и мелодичный под пальцами Корелли; гармоничный, нежный, полной грации под смычком Тартини; приятный и чистый у Гавинье; грандиозный и величавый у Пуньяни; полный огня, полный смелости, патетический, великий в руках Виотти, он достиг совершенства, чтобы выражать страсти с энергией и с тем благородством, которые обеспечивают ему место, им занимаемое, и объясняют власть, которую он имеет над душой»

Виотти родился 23 мая 1753 года в местечке Фонта-нетто, близ Крешентино Пьемонтского округа в семье кузнеца, умевшего играть на валторне. Первые уроки по музыке сын получил у отца. Музыкальные способности мальчика обнаружились рано, еще в 8-летнем возрасте. Отец купил ему на ярмарке скрипку, и юный Виотти начал на ней обучаться, по существу самоучкой. Некоторую пользу ему принесли занятия с лютнистом Джованнини, на год поселившимся в их деревне. Виотти тогда было 11 лет. Джованнини слыл хорошим музыкантом, но кратковременность их встречи свидетельствует о том, что ,дать Виотти особенно много он не мог.
В 1766 году Виотти направился в Турин. Какой-то флейтист Павиа представил его епископу Стромбий-скому, и эта встреча оказалась благоприятной для юного музыканта. Заинтересовавшись дарованием скрипача, епископ решил ему помочь и порекомендовал маркизу де Вогера, искавшему «компаньона по учению» для своего 18-летнего сына, принца делла Чистерна. В то время в аристократических домах было принято брать к себе в дом талантливого юношу для того, чтобы тот содей-с!вовал развитию их детей. Виотти поселился в доме принца и был направлен для обучения к прославленному Пуньяни. Впоследствии принц делла Чистерна похвалялся, что обучение Виотти у Пуньяни обошлось ему свыше 20000 франков: «но я не жалею этих денег. Экзистенция такого художника не могла быть оплачена слишком дорого».
Пуньяни великолепно «отшлифовал» игру Виотти, превратив его в законченного мастера. Он, видимо, очень любил своего талантливого ученика, ибо как только тот оказался достаточно подготовленным, взял его с собой в концертную поездку по городам Европы. Это произошло в 1780 году. До поездки, с 1775 года Виотти работал в оркестре Туринской придворной капеллы.
Виотти концертировал в Женеве, Берне, Дрездене, Берлине и даже приезжал в Петербург, где, впрочем, публичных выступлений у него не было; он играл лишь при царском дворе, представленный Потемкиным Екатерине П. Концерты молодого скрипача проходили с неизменным и все возраставшим успехом, и, когда около 1781 года Виотти приехал в Париж, его имя уже пользовалось широкой известностью.

Скрипач Джованни-Батиста Виотти
Джованни-Батиста Виотти

Париж встретил Виотти бурным кипением общественных сил. Абсолютизм доживал последние годы, повсюду произносились пламенные речи, демократические идеи будоражили умы. И Виотти не остался равнодушным к происходящему. Его увлекли идеи энциклопедистов, в частности Руссо, перед которым он преклонялся всю остальную жизнь.
Однако мировоззрение скрипача не было устойчивым; это подтверждается фактами его биографии. До революции он выполнял обязанности придворного музы.-канта сперва у припца Гаменэ, затем принца Субиза, и, наконец, у Марии Антуанетты. Герон Аллен цитир>ет верноподданнические высказывания Виотти из его автобиографии. После первого выступления перед Марией Антуанеттой в 1784 году «я решил, — пишет Виотти, — не выступать больше перед публикой и всецело посвятить себя служению этой монархине. В награду она выхлопотала мне, во время пребывания у власти министра Колонна, пенсию в размере 150 фунтов стерлингов.»:
В биографиях Виотти часто приводятся рассказы, свидетельствующие о его артистической гордости, не позволявшей преклоняться перед сильными мира сего. У Файоля, например, читаем: «Королева Франции Мария Антуанетта пожелала, чтобы Виотти явился в Версаль. Наступил день концерта. Пришли все придворные, и концерт начался. Первые же такты соло вызвали огромное внимание, как вдруг в соседнем помещении раздался крик: «Место монсиньору графу д'Артуа!». Среди последовавшей сумятицы Виотти взял скрипку в руку и вышел, оставив весь двор, к большому смущению присутствующих». А вот еще случай, тоже рассказанный Файолем. Он любопытен проявлением гордости уже иного рода — человека «третьего сословия». В 1790 году, в одном из парижских домов на V этаже жил некий депутат Национального собрания, друг Виотти. Знаменитый скрипач согласился дать у него на дому концерт. Заметим, что аристократы жили исключительно в нижних этажах зданий. Когда Виотти узнал, что на его концерт приглашены несколько аристократов и великосветских дам, он сказал: «Довольно мы опускались до них, пусть они теперь поднимутся до нас».

15 марта 1782 года Виотти впервые предстал перед парижской публикой на открытом концерте в Concert spirituel. Это была старинная концертная организация, связанная главным образом с аристократическими кругами и крупной буржуазией. Ко времени выступления Виотти Concert spirituel (Духовный концерт) конкурировал с «Концертами любителей» (Concerts des Amateurs), основанными в 1770 году Госсеком и переименованными в 1780 году в «Концерты Олимпийской ложи» (Concerts de la Loge 01impique»). Сюда собиралась преимущественно буржуазная аудитория. Но все же до своего закрытия в 1796 году «Concert spiriueb представлял собой самый крупный и пользовавшийся всемирной славой концертный зал. Поэтому выступление в нем Виотти сразу привлекло к нему внимание. Директор Concert spirituel Легро (1739—1793) в записи от 24 марта 1782 года утверждал, что «концертом, состоявшимся в воскресенье, Виотти укрепил ту большую славу, которую он уже приобрел во Франции».
В зените славы Виотти вдруг перестал выступать в публичных концертах. Эймар, автор «Анекдотов о Виотти», объясняет этот факт тем, что скрипач относился с презрением к аплодисментам публики, мало смыслящей в музыке. Однако, как мы знаем из цитированной автобиографии музыканта, Виотти объясняет свой отказ от публичных концертов обязанностями придворного музыканта Марии Антуанетты, служению которой он решил в то время себя посвятить.

Впрочем, одно не противоречит другому. Виотти действительно претила поверхностность вкусов публики. К 1785 году он близко сошелся с Керубини. Они поселились вместе на улице Мишодьер, № 8; их обиталище часто посещали музыканты и любители музыки. Перед такой аудиторией Виотти играл охотно.
В самый канун революции, в 1789 году граф Прованский, брат короля, вместе с Леонардом Отье, предприимчивым парикмахером Марии Антуанетты, организовали «Театр брата короля», пригласив в качестве директоров Мартини и Виотти. Виотти всегда тяготел ко всякого рода организаторской деятельности и, как правило, это оканчивалось для него плачевно. В зале Тю-ильри стали даваться представления итальянской и французской комической оперы, комедии в прозе, стихах и водевили. Центром нового театра стала итальянская оперная труппа, которую пестовал Виотти, принявшийся за дело с энтузиазмом. Однако революция послужила причиной краха театра. Мартини «в наиболее бурный момент революции принужден был даже скрываться, чтобы дать забыть свои связи с двором» 4. С Виотти обстояло не лучше: «Поместив почти все, что у меня было, в антрепризу Итальянского театра, я испытал ужасный страх при приближении этого страшного потока. Сколько у меня было хлопот и на какие мне пришлось пускаться сделки, чтобы выпутаться из затруднительного положения!» — вспоминает Виотти в автобиографии, цитируемой Е. Герон-Алленом.
До определенного периода развития событий Виотти, видимо, пытался держаться. Он отказался от эмиграции и, надев форму национального гвардейца, остался с театром. Театр был закрыт в 1791 году, и тогда Виотти решил покинуть Францию. Накануне ареста королевского семейства он бежал из Парижа в Лондон, куда прибыл 21 или 22 июля 1792 года. Здесь его встретили благожелательно. Через год, в июле 1793 года, он вынужден был съездить в Италию в связи со смертью матери и чтобы позаботиться о братьях, бывших еще детьми. Впрочем, Риман утверждает, что поездка Виотти на родину связана с его желанием повидать отца, вскоре умершего. Так или иначе, но вне Англии Виотти находился вплоть до 1794 года, побывав за это время не только в Италии, но и в Швейцарии, Германии, Фландрии.
Вернувшись в Лондон, он в течение двух лет (1794— 1795) вел напряженную концертную деятельность, выступая почти во всех концертах, организованных известным немецким скрипачом Иоганном Петером Саломоном (1745—1815), осевшим с 1781 года в английской столице. Концерты Саломона пользовались огромной популярностью.
Среди выступлений Виотти любопытен его концерт в декабре 1794 года со знаменитым контрабасистом Дра-гонетти. Они исполняли дуэт Виотти, причем Драгонетти играл на контрабасе партию второй скрипки.
Живя в Лондоне, Виотти скова втянулся в организаторскую деятельность. Он принял участие в управлении Королевским театром, взяв на себя дела Итальянской оперы, а после ухода Вильгельма Крамера с должности директора Королевского театра стал его преемником на этом посту.
В 1798 году его мирное существование внезапно нарушилось. Ему было предъявлено полицейское обвинение во враждебных замыслах против Директории, пришедшей на смену революционному Конвенту и в том, что он находился в связи с некоторыми из вождей французской революции. Ему предложили в 24 часа покинуть Англию.
Виотти поселился в местечке Шенфельдц близ Гамбурга, где прожил около трех лет. Там он усиленно сочинял музыку, переписывался с одной из своих самых близких английских приятельниц — Чиннери и занимался с Фридрихом Вильгельмом Пиксисом (1786—1842), впоследствии известным чешским скрипачом и педагогом, основателем школы скрипичной игры в Праге.
В 1801 году Виотти получил разрешение вернуться в Лондон. Но включиться в музыкальную жизнь столицы он не смог и по совету Чиннери занялся. виноторговлей. Это был неудачный шаг. Виотти оказался неспособным торговцем и разорился. Из завещания Виотти, датированного 13 марта 1822 года, узнаем, что он не рассчитался с долгами, которые у него образовались в связи со злосчастной торговлей. Он писал, что душа его разрывается на части от сознания, что он умирает, не возмести долга Чиннери в размере 24000 франков, которые она ему ссудила на виноторговлю. «Если я умру, не выплатив этого долга, я прошу распродать все, что только у меня найдется, реализовать это и отослать Чиннери и ее наследникам».
В 1802 году Виотти возвращается к музыкальной деятельности и, живя постоянно в Лондоне, иногда наезжает в Париж, где его игра по-прежнему вызывает восхищение.

О жизни Виотти в Лондоне с 1803 по 1813 год известно очень мало. В 1813 году он принял деятельное участие в организации Лондонского филармонического общества, разделив эту честь с Клементи. Открытие Общества произошло 8 марта 1813 года, дирижировал Саломон, Виотти же играл в оркестре.
Не в силах справиться с возраставшими финансовыми затруднениями, он в 1819 году переселяется в Париж, где с помощью своего старого покровителя графа Прованского, сделавшегося королем Франции под именем Людовика XVIII, назначается директором Итальянского оперного театра. 13 февраля 1820 года в театре был убит герцог Беррийский, и двери этого учреждения закрылись для публики. Итальянская опера несколько раз перекочевывала из одного помещения в другое и влачила жалкое существование. В результате вместо упрочения своего материального положения Виотти окончательно запутался. Весной 1822 года, измученный неудачами, он возвращается в Лондон. Здоровье его быстро ухудшается. 3 марта 1824 года в 7 часов утра он скончался в доме Каролины Чиннери.
Имущества от него осталось немного: две рукописи концертов, две скрипки — Клотц и великолепный Страдивариус (последний он просил продать в погашение долгов), две золотых табакерки и золотые часы— вот и все.
Виотти был великим скрипачом. Его исполнительство — высшее выражение стиля музыкального классицизма: игра отличалась исключительным благородством, патетической возвышенностью, большой энергией, огнем и вместе с тем строгой простотой; ей были присущи интеллектуализм, особенная мужественность и ораторская приподнятость. Виотти обладал мощным звуком. Мужественная строгость исполнения подчеркивалась умеренной, сдержанной вибрацией. «В его исполнении было нечто до такой степени величавое, вдохновенное, что даже самые искусные артисты стушевывались перед ним и казались посредственными», — пишет Герон-Ал-лен, цитируя слова Миеля.
Исполнительству Виотти соответствовало и его творчество. Он написал 29 концертов для скрипки с оркестром и 10 концертов для фортепиано; 12 сонат для скрипки с фортепиано, множество скрипичных дуэтов, 30 трио для двух скрипок и контрабаса, 7 сборников струнных квартетов и 6 квартетов на народные мелодии; ряд виолончельных произведений, несколько вокальных пьес — в общей сложности около 200 сочинений.

Наибольшую известность из его наследия приобрели скрипичные концерты. В произведениях этого жанра Виотти создал образцы героического классицизма. Строгость их музыки напоминает полотна Давида и объединяет Виотти с такими композиторами, как Госсек, Керубини, Лесюер. Гражданственные мотивы в первых частях, элегический и мечтательный пафос в адажио, бурлящий демократизм финальных рондо, наполненных интонациями песен парижских рабочих предместий, — выгодно выделяют его концерты среди скрипичного творчества его современников. Виотти обладал в общем скромным композиторским дарованием, но он сумел чутко отразить веяния времени, что и придало его сочинениям музыкально-историческую значимость.
Подобно Люлли и Керубини Виотти можно считать истинным представителем национального французского искусства. В своем творчестве Виотти не упустил ни одной национальной стилевой особенности, о сохранении которых с изумительным рвением заботились и композиторы революционной эпохи.
В течение многих лет Виотти занимался и педагогикой, хотя в общем она никогда не занимала центрального места в его жизни. Среди его учеников такие выдающиеся скрипачи, как Пьер Роде, Ф. Пиксис, Альдэ, Ваше. Картье, Лабарр, Либон, Мори, Пиото, Роберехт. Учениками Виотти считали себя Пьер Байо и Рудольф Крейцер, несмотря на то, что они не брали у него уроков.

Сохранилось несколько изображений Виотти. Наиболее известен его портрет, написанный в 1803 году французской художницей Елизаветой Лебрен (1755—1842). Герон-Аллен так описывает его наружность: «Природа щедро наградила Виотти как в физическом, так и в духовном отношении. Величавая, мужественная голова, лицо, хотя и не обладавшее совершенной правильностью черт, было выразительно, приятно, излучало свет. Фигура его была очень пропорциональна и изящна, манеры — отличные, разговор оживленный и утонченный; он был искусным рассказчиком и в его передаче событие как бы вновь оживало. Несмотря на атмосферу разложения, в которой жил Виотти при французском дворе, он никогда не утрачивал своей ясной доброты и честной неустрашимости.»
Виотти завершил развитие скрипичного искусства «века Просвещения», соединив в своем исполнительстве и творчестве великие традиции Италии и Франции. Следующее поколение скрипачей открыло новую страницу истории скрипки, связанную уже с новой эпохой — эпохой романтизма.