С. Левит - Ю. А. Шапорин - книга

Музыкальная литература

Избранные романсы



Книги о композиторах, музыке, ноты

 

 

Книга о Шопорине
С. Левит
Юрий Александрович Шапорин
Очерк о жизни и творчестве
"Наука", 1964г.
(pdf 20 Мб)

содержание:

 

Введение

Юрий Александрович Шапорин принадлежит к старшему поколению деятелей современной музыкальной культуры. Воспитанник школы Римского-Корсакова, ученик профессоров Петербургской консерватории Н. А. Соколова, Н. Н. Черепнина, М. О. Штейнберга, Шапорин в своем творчестве основывается на тех принципах и традициях, преемником которых был он сам.

Непосредственный участник строительства советской музыкальной культуры, Шапорин не только развивал классические традиции, но внес в них много нового, что обогатило отечественную музыку в целом.
И. Е. Репин справедливо различал два типа художников: первый, утверждал он, «новатор, дающий начало новому виду искусства; он обладает свойством изобретателя и часто остается непризнанным. Это натура в высшей степени самобытная, с большими крайностями; он открывает эпоху. Второй —.завершитель всесторонне использованного направления; натура многообъемлющая, способная выразить в возможной полноте своего искусства свое время; к оценке его накопляется большая подготовка — он ясен. Он заканчивает эпоху до полной невозможности продолжать работать в том же роде после него».
Шапорин несомненно принадлежит ко второму типу художников. Он подлинный наследник русского реализма, с его высоким нравственным и гражданским 'Содержанием. Талант композитора, четкость его эстетических взглядов, глубокая эрудиция помогли ему не только не поддаться веянию времени, когда во имя мнимого новаторства развенчивался реализм, но выступить защитником и завершителем той линии русского искусства, принципами которого были правда, красота и гуманизм.

Шапорин стремился по-своему, глубоко поэтически передать чувство современности, ц именно -в этом заключается его новаторство. Его искусство просто, ясно и величаво.
В творчестве Шапорина с исчерпывающей полнотой развита и завершена линия русского классического симфонизма «бородинского» склада (как назвал ее Д. Шостакович) 2. Ему удалось создать в этом жанре произведения, ставшие украшением советской музыкальной культуры — монументальную Симфонию c-moll, симфоникнкантату ,«На поле Куликовом», оратории «Сказание о битве за Русскую землю» и «Доколе коршуну кружить», оперу «Декабристы» и другие сочинения. Не случайно такой тонкий музыкант как Б. В. Асафьев, обладавший даром услышать в композиторе самое главное, заметил, что «Шапорин постоянно стучится в богатырские ворота русского народного эпоса», что это — «композитор-певец, в душе которого всегда поет дума, поет мысль» 3.
Творчество Шапорина — не только вдохновенный труд музыканта, но и подвиг патриота Родины. С полным правом он мог бы сказать о себе словами замечательного русского поэта Сергея Есенина:
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь!» 4
II дело не только в выборе сюжетов, глубоко национальных, не только в решении героико-патриотической темы, но в самом музыкальном языке композитора, всегда органически связанном с русской культурой.
Несмотря на то, что Шапорин унаследовал лучшее, что было завещано русской классической музыкой, он сумел не повторять своих предшественников; у него есть в музыке своя тропа, свое отношение к форме. Опора на национальную музыкальную культзфу, на русскую народную песню, своеобразно п оригинально претворенную в его музыке,— вот то, что отличает его творчество.
Творческий путь Шапорина не был простым и гладким. Простота и доступность его музыки обманчивы. За кажущейся традиционностью средств музыкальной выразительности, за использованием установившихся форм в его музыке встают новые проблемы, новое идейно-образное содержание, всегда неразрывно связанное с историей нашей Родины и нашего искусства; встают проблемы своеобразия формы и музыкального языка, отмеченного художественной самобытностью, обладающего ярко национальными чертами, несущими на себе печать индивидуальности автора.

Творчество Шапорина давно заслуживает всестороннего анализа и рассмотрения на фоне развития шеей нашей художественной культуры и, в первую очередь, музыкальной.
В музыковедческой литературе сложилось одностороннее представление о Шапорине только как о композиторе-традиционалисте. Его новаторские устремления не замечались.
Творчество Шапорина не открыло новой эпохи, его произведения не вызывали бурных споров и ожесточенной полемики, несмотря на то, что имели всегда большой успех у публики и впечатление от них было сильным и глубоким; слушатель наслаждался красотой и естественностью его мелодий, богатством и поэтичностью образов. Между тем, в каждом из музыкальных жанров Шапорин создал произведения, которые открывали какие-то новые грани в развитии всего советского музыкального искусства и в силу этого становились новаторскими и по образному содержанию и по новизне выразительных средств. Мы имеем в виду совершенно новое образное и психологическое истолкование средств музыкальной выразительности. Не случайно такие произведения Шапорина, как его грандиозная Симфония, «На поле Куликовом», опера «Декабристы», рамансы и другие сочинения, показали, что композитор, используя традиционные формы, может наполнить их новым содержанием. Шапорин по-новому, и отнюдь не традиционно, подошел к созданию образа народа, к трактовке жанра симфонии, кантаты, романса, сочетав в них богатырское, эпическое начало с глубоким лиризмом, использовав интонации современной бытовой музыки.
Ограниченность оценки творчества Шапорина тем более очевидна, что советское реалистическое искусство предполагает широкую свободу в проявлении индивидуальности художника, возможность работать в «различных ключах», в праве отстаивать свой путь, что всегда обогащало наше искусство в целом, делало его многообразным и неповторимым. Нельзя поэтому исходить в оценке значительности роли художника лишь с позиций — новатор он или нет, открывает он новую эпоху или нет. Проблема новаторства гораздо более широка; традиции русской классической критики как раз и заключаются в умении увидеть новое не только в том, что лежит на поверхности, но в сумме накоплений, в обобщении опыта развития того или иного жанра или вида литературы и искусства.

Работая преимущественно в жанре вокальной музыки, Шапорин, более чем где бы то ни было, показал себя здесь не только «завершителем», но и новатором, возродив после многих лет кризиса самый жанр романса и создав здесь произведения непреходящего значения, которым присуще не только интимное, любовное, но и большое общественное, гражданское содержание.
Циклы романсов Шапорина на слова Тютчева, Блока, Пушкина и других русских поэтов и особенно цикл на стихи советских авторов свидетельствуют не только о творческом росте художника, но и об эволюции трактовки лирической темы, определяемой движением времени (это опровергает несправедливое утверждение, будто Шапорин — певец лишь одной темы, одного круга эмоций — лирико-элегических), об умении просто сказать о сложном. Шапорин своеобразно использует русскую народную песню, сближая ее с романсом; жанр романса становится для него лабораторией выработки индивидуального музыкального стиля.

Литература о творчестве Шапорина невелика. Но несправедливо говорить, что наша музыкальная пресса замалчивала его творческий путь. Уже с первых его шагов, по мере появления на свет сочинений Шапорина, критика отзывалась на них. Так, в двадцатые годы, когда Шапорин писал очень много музыки для драматических театров Ленинграда, в периодической прессе был напечатан ряд статей, высоко оценивающих деятельность композитора на этом поприще, отмечающих его новаторство5. Широкий отклик в прессе, в частности, вызвала музыка Шапорина к пьесе Е. Замятина «Блоха»; из этой музыки композитор затем составил оркестровую сюиту, прозвучавшую в симфонических концертах под управлением лучших дирижеров мира. Интересными были статьи о показанных в 1925 г. отрывках из оперы «Полина Гебль» 6. В тридцатые годы появилось наибольшее количество статей, заметок и рецензий о композиторе. Тогда же вышла и первая брошюра о нем — «Ю. А. Шапорин и его симфония» В. Богданова-Березовского 7, в которой автор, давая краткую характеристику деятельности композитора в области театральной и вокальной музыки, подробно описал его Симфонию c-moll, незадолго до того исполненную в Москве и Ленинграде. Нужно сказать, что, высказывая многие верные положения, автор одновременно явился одним из тех критиков, кто положил начало несправедливому, но укоренившемуся взгляду на творчество Шапорина, как на «ретроспективное». Эта точка зрения затем была некритически перенесена в работы и других исследователей. Кстати, именно в симфонии с наибольшей наглядностью проявились новаторские черты стиля Шапорина, которые получили свое развитие не только в его более поздних сочинениях, но и в произведениях других композиторов.

Большое место в прессе тридцатых годов было уделено появившимся в то время симфонии-кантате «На поле Куликовом», романсам на стихи Пушкина и Блока и прозвучавшей впервые в концертном исполнении первой редакции оперы «Декабристы» 8.
В сороковые годы вышла в свет брошюра В. Васиной-Гроссман «Ю. А. Шапорин» 9, в которой впервые прослеживается жизненный и творческий путь композитора и дается обобщенная характеристика всех жанров его творчества.
В конце пятидесятых годов вышла аналогичная работа Е. Грошевой 10, где последовательно рассматриваются жизнь и творчество композитора. Обе эти книги привлекают тонким проникновением в творчество Шапорина; они написаны живым языком и до сих пор служат источником для изучения творчества композитора.
В пятидесятые годы и в наше время появляются статьи и исследования, посвященные анализу музыкально-стилистических особенностей музыки Шапорина — таковы, например, статьи Н. Запорожец11 и В. Протопопова 12 о вокальной музыке, И. Я. Рыжкина об опере «Декабристы» 13; некоторые работы характеризуют отдельные произведения или жанр в целом. Это брошюра Ив. Ремезова «Кантаты и оратории Шапорина» (М., Муз-гиз, 1960) и «Декабристы» Н. Шуйской (М., Музгиз, 1960; из серии «оперные либретто»). Опере Шапорина посвящен ряд полемических статей П. Апостолова, Е. Грошевой и М. Сабининой в журнале «Советская музыка» за 1954 г., в номерах 3, 7 и 10-м, а также статья Л. Я. Хинчин 14.
Творчеству Шапорина отведен ряд разделов в «Истории русской советской музыки» (т. 1—4. М., Музгиз), подготовленной Институтом истории искусств.

Последнее время творчество Шапорина все больше и больше привлекает к себе внимание молодых исследователей. В Ленинградской консерватории защищены две кандидатские диссертации — С. Катоновой «Опера Ю. А. Шапорина „Декабристы"» (1955) (ею же написана статья об истории создания оперы) 15 и Н. Рогожиной «(Музыкальная драматургия советской героико-патриотической кантаты и оратории» (1956). Кроме того, Шапорину посвящен ряд интересных работ, рассматривающих вопросы музыкального стиля композитора, вопросы оперной и симфонической драматургии его произведений, среди которых надо выделить статью С. Григорьева «Некоторые черты стиля и музыкального языка Шапорина» 16.
Основная масса статей о творчестве Шапорина опубликована в газетах и журналах. Но до сих пор нет исследования, которое, основываясь на документальных и архивных материалах, на свидетельствах современников, более или менее полно осветило бы жизнь и творчество выдающегося советского композитора, музыкального деятеля и педагога.

Автор настоящей книги стремился собрать все документы и материалы и с помощью людей, знавших Шапорина, по возможности объективно нарисовать творческий облик композитора.
Автор сознает неизбежность пробелов в освещении тех или иных вопросов, тем более, что архив композитора почти полностью утрачен и многое пришлось восстанавливать по свидетельствам современников. Утрачены и очень многие рукописи произведений Шапорина, написанных в ранние годы. Не претендуя на всесторонность исследования, автор ставит своей задачей показать неразрывную связь жизни и творчества композитора с развитием советской музыкальной культуры, рассмотреть наиболее значительные из его произведений, выделив некоторые общеэстетические проблемы, в том числе проблему традиций и новаторства, как наиболее важную для понимания данного композитора, а также вопросы становления его музыкального языка, формирования творческой индивидуальности, взаимодействия и взаимовлияния жанров.

Автор благодарит коллектив сектора Истории музыки народов СССР Института истории искусств, давший ценные советы при обсуждении глав книги и, в частности, А. Д. Алексеева, В. А. Васину-Гроссман, Ю. В. Келдыша, О. Е. Левашеву, Н. А. Листову, Н. В. Туманину, Б. М. Ярустовского, профессора консерватории В. В. Протопопова, а также старшего научного сотрудника Гос. музея Л. Н. Толстого В. А. Жданова.

Скачать сборники Скачать книгу