Бернард Шоу - О музыке

Берлиоз

Музыкальная литература



Музыка, Ноты, Литература

 

 

«ОСУЖДЕНИЕ ФАУСТА»

«Стар», 9 июля 1889

 

 

Никогда не называйте дирижера по-настоящему чувствительным к музыкальным впечатлениям, пока вы не услышите в его исполнении Берлиоза или Моцарта. Я никогда безоговорочно не снимал своей шляпы перед Рихтером, пока не услышал, как он исполняет великую ми минорную симфонию Моцарта. Сейчас, услышав в его исполнении «Фауста» Берлиоза, я готов повторить свое приветствие. Раньше, отправляясь слушать это произведение, я всегда опасался, что вместо изящной ткани мелодии, непревзойденной по своей изысканности, с мистическим звучанием, таинственной и странной, неземной, неожиданной, необъяснимой и полной сменяющих друг друга картин и сюжетов, я услышу смесь из буханья и стуканья, свиста и пошлости: раз, два, три, четыре; раз, два, три, четыре; и, ради всего святого, не забывайте о том, что вы делаете, джентльмены, или мы никогда не соберем все воедино. Вчера вечером меня не постигло разочарование. Венгерский марш я пропускаю, хотя ближе к концу я почувствовал, что если это продлится еще хоть минуту, я должен вырваться на свободу и в одиночку захватить Трафальгарскую площадь. Но когда началась сцена на берегах Эльбы —медленнее, чем мог бы отважиться любой, не столь великий дирижер, — тогда я понял, что я могу мечтательно погрузигься в эту музыку, не боясь разбудить в себе разочарованного ворчуна. Что касается танца блуждающих огоньков в третьей части, интерпретация Рихтером этого сверхъестественного менуэта была шедевром дирижерского искусства. Здесь больше нечего сказать. Человек, который преуспел в исполнении этих произведений, не потерпит обычных неудач при исполнении Пасхального гимна или Сошествия в ад.