В. Тимохин - Мастера вокального искусства ХХ века

Пособия, книги по вокалу



В десяти очерках освещается жизненный и творческий путь виднейших певцов современности— как советских, так и зарубежных, представителей различных художественных течений в вокальном искусстве XX века. Некоторые из исполнителей хорошо известны нашим любителям вокального искусства (3. Долуханова, И. Петров, Э. Шварцкопф, Н. Гяуров), с другими широкому кругу слушателей только предстоит познакомиться. Очерки написаны живо и увлекательно, снабжены фотографиями певцов

 

 

Скачать книгу
В. Тимохин
Мастера вокального искусства ХХ века

очерки о выдающихся певцах современности
Выпуск 1
"Музыка", 1974г.
(pdf Мб)

содержание:

 

ОТ АВТОРА


Вопросы вокального исполнительства неизменно вызывают глубокий интерес любителей музыки. Быстро расходятся и становятся библиографической редкостью исследования и публикации мемуарного характера, посвященные замечательным отечественным и зарубежным певцам. Среди них в первую очередь следует назвать изданные за последние годы материалы о Ф. Шаляпине, Л. Собинове, А. Неждановой, Ф. Литвин, Н. Обуховой, С. Лемешеве, "Е. Катульской, Н. Фигнере, Ф. Стравинском, И. Алчевском, Э. Карузо, Б. Джильи, Т. Руффо, М. Баттистини, Т. Даль Монте. Много ценного и поучительного для всех интересующихся вокальным искусством содержится в книгах С. Ю. Левика («Записки оперного певца» и «Четверть века в опере») и Дж. Лаури-Вольпи («Вокальные параллели»), дающих широкую панораму состояния вокального исполнительства первой половины ХХ столетия.

На протяжении ряда лет автор собирает материалы о жизни и артистическом пути замечательных певцов прошлого и настоящего. Результатом этой работы явились книга «Выдающиеся итальянские певцы» (М., 1962), статьи и очерки в периодической музыкальной печати и энциклопедических изданиях, многочисленные радиопередачи., Как обобщение своего опыта по созданию творческих портретов крупнейших современных певцов автор рассматривает подготовленный им цикл очерков о видных представителях мировой вокальной культуры. Десять таких очерков составляют содержание предлагаемой вниманию читателя книги — первого выпуска из серии «Мастера вокального искусства XX века». Хотя в орбите внимания автора находятся все выдающиеся явления в современном вокальном искусстве, он, как правило, не считает целесообразным рассматривать в рамках этой серии исполнительское творчество тех певцов, чей артистический путь уже достаточно хорошо освещен в нашей музыкальной литературе.
Наряду с изучением разного рода литературных источников, включая рецензии, воспоминания певцов, интервью и т. п., большое место в процессе работы отводилось автором и знакомству с грамзаписями, запечатлевшими искусство артистов. Даже в тех случаях, когда речь идет о певцах, хорошо известных нашим любителям музыки по выступлениям на оперной сцене или концертной эстраде, грамзапись позволяет расширить представление о диапазоне творческих возможностей артиста. Что же касается певцов, никогда не выступавших в нашей стране (а таких в настоящей книге подавляющее большинство,— исключение составляет, помимо 3. Долухановой и И. Петрова, только Н. Гяуров), то роль грамзаписи в создании творческих характеристик этих артистов вообще трудно переоценить.
В книге в основном даются ссылки на записи, известные широкому кругу любителей вокального искусства. Вместе с тем автор счел возможным привлечь и иной фонографический материал, учитывая, что. благодаря постоянно расширяющемуся репертуару музыкального радиовещания и всесоюзной фирмы «Мелодия» он также может быть знаком нашему читателю.

В компоновке материала по выпускам автор придерживался хронологического принципа. Так, в первом выпуске преимущественно представлены певцы, начавшие свой артистический путь на рубеже 30-х и 40-х годов (И. Петров, 3. Долуханова, Э. Шварцкопф) либо к тому времени уже пользовавшиеся славой зрелых художников (Л. Мельхиор, К. Флагстад, Ю. Бьёрлинг). Большую часть следующего выпуска автор намеревается посвятить тем замечательным мастерам вокального Искусства XX века, чьи первые самостоятельные шаги в искусстве относятся уже к послевоенному времени (И. Архипова, К. Людвиг, Н. Гедда, Л. Прайс, Т. Адам). Этого же направления автор предполагает придерживаться и в процессе своей дальнейшей работы по созданию исполнительских портретов выдающихся певцов современности.

Скачать книгу Скачать книгу