Календарь - В мире музыки - 1972г.

Н. Римский-Корсаков

Музыкальный календарь памятных дат
 

Опера Н. Римского-Корсакова
«МОЦАРТ И САЛЬЕРИ»

 

Пушкинское творчество стало вдохновляющим родником для многих русских композиторов. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Бородин, Мусоргский, Рахманинов, Глазунов, Прокофьев, Шостакович — все они создали великолепные произведения на стихи поэта. Значительный вклад в музыкальную пушкиниану внес и Римский-Корсаков.

Камерная опера «Моцарт и Сальери» по одной из маленьких трагедий Пушкина создавалась в 1897 году. Композитор пишет: «Я принялся за пушкинского «Моцарта и Сальери», в виде двух оперных сцен речитативно-ариозного стиля. Сочинение это было действительно чисто голосовым; мелодическая ткань, следящая за изгибами текста, сочинялась впереди всего; сопровождение, довольно сложное, образовалось после, и первоначальный набросок его весьма отличался от окончательной формы оркестрового сопровождения. Я был доволен; выходило нечто для меня новое и ближе всего подходящее к манере Даргомыжского в «Каменном госте», причем, однако, форма и модуляционный план в «Моцарте» не были столь случайными, как в опере Даргомыжского. Для сопровождения я взял уменьшенный состав оркестра. Обе картины были соединены фугообразным интермеццо, впоследствии мной уничтоженным». Посвящена опера памяти Даргомыжского.

Следуя идее великого поэта, Римский-Корсаков воспел в своем произведении красоту подлинного искусства, силу художника-творца. В лаконичной форме композитор нашел яркие краски для противопоставления двух фигур, из которых одна — Моцарт — олицетворяет светлое и творческое начало. Сложен образ убийцы Моцарта. Понимая силу моцартовского гения, Сальери оказывается во власти зависти и пытается уверить себя, что только смерть Моцарта может спасти будущее музыки.
Опера впервые увидела свет рампы в 1898 году на сцене Мамонтовского театра. По свидетельству современников, эта постановка была великолепно осуществлена под руководством самого С. Мамонтова. Художественное оформление спектакля принадлежало М. Врубелю. Дирижировал И. Труффи. По ходу действия в опере исполняется отрывок из моцартовского «Реквиема». Любопытно, что в первом спектакле его играл на рояле за сценой С. Рахманинов. В партии Моцарта удачно выступил В. Шкафер.
В центре внимания, однако, оказался образ Сальери, созданный великим Шаляпиным. Дочь певца вспоминает: «Как умно, проникновенно и глубоко пел, почти читал он монолог Сальери. Как слушал он Моцарта; сначала спокойно, держа в руках чашку кофе и небрежно помешивая ложечкой; но по мере того, как Моцарт играл, выражение лица Сальери менялось; рука с чашкой медленно опускалась, потом уже машинально он ставил ее на стол, вставал и со все возрастающим удивлением, переходящим в испуг, продолжал он слушать Моцарта. Надо было видеть выражение лица Сальери, когда он всыпал яд в чашу друга. Это было страшно, потому что Сальери — Шаляпин заставлял вас понять всю силу его трагедии. Но сильней всего была сцена ухода Моцарта. С каким отчаянием смотрел ему вслед Сальери, как трагически безнадежно звучала у него последняя фраза и как рыдал он, упав головой на рояль».

Позднее Шаляпин выступал в этой роли и на сцене Мариинского театра в Петербурге. А в наше время опера Римского-Корсакова часто звучит в концертных залах; ее исполняют лучшие советские певцы.
ПРОЧТИТЕ: И. Бэлза. «Моцарт и Сальери». М., 1953.

Календарь - В мире музыки - 1972г.