Календарь - В мире музыки - 1972г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

СЕРГЕЙ БАЛАСАНЯН

 

 «Если подытожить пройденный Баласаняном творческий путь, то окажется, что прожито богато, сделано много, оставлен заметный след в истории советской музыкальной культуры!» К этим словам композиторам. Чулаки присоединятся все любители музыки в нашей стране. Особенно велика роль деятельности Сергея Артемьевича Баласаняна в становлении и развитии музыкального искусства братских республик Советского Союза.

После окончания Московской консерватории в 1935 году Баласанян долгое время работал в Таджикистане. С редкой целеустремленностью изучал он музыкальный фольклор Средней Азии. За несколько лет он исколесил. Таджикистан буквально вдоль и поперек, записав более пятисот образцов народного творчества. Это и позволило Баласаняну стать, по сути дела, основоположником таджикского профессионального музыкального театра. В1938 году он совместно с С. Урбахом пишет музыку к спектаклю «Лола», а в 1939 создает первую таджикскую оперу «Восстание Восэ». Опираясь на фольклорный фундамент, композитор в то же время свободно и изобретательно обращается с народным музыкальным материалом. Сам Баласанян пишет: «В музыке «Восстания Восэ» использованы не только песенно-куплетные формы, но и более развитые, приближающиеся к ариозо и арии. Введено речитативное начало, совершенно не знакомое ранее исполнителям. Обилие массовых сцен в опере, естественно, вызывало необходимость в больших хоровых эпизодах. В опере «Восстание Восэ» были использованы мною как народные песни, так и образцы классической музыки. В некоторых случаях та или иная народная песня используется целиком, подвергаясь лишь обработке. Таковы, например, первая песня Гулизор из первого акта или «Танец с платками» из третьего акта. В ином случае бралась какая-нибудь попевка из народной песни, из которой развивался тот или иной музыкальный эпизод. Так, из коротенькой попевки были созданы ариозо Гулизор из четвертого акта и траурная песня «Восэ фаност». Наконец, делалась попытка создать и оригинальные темы в характере таджикских песен. В этом случае в основу были положены типичные для таджикской песни лады и интонации. Таковы, например, «Песня повстанцев» и «Баллада о Рустаме».

Баласанян

Вместе с «Восстанием Восэ» еще ряд сочинений Баласаняна составили основу репертуара таджикского национального театра; это оперы «Кузнец Кова», «Бахтиор и Ниссо», балет «Лейли и Меджнун».
Интерес к различным музыкальным культурам Востока вызвал к жизни и другие яркие сочинения Баласаняна. Немало сил посвятил он изучению музыки Индии, обработал для голоса с оркестром несколько песен Рабиндраната Тагора, написал на темы его песен симфоническую Рапсодию, наконец, создал талантливый балет «Шакунтала». Изучение индонезийских мелодий в процессе работы над фильмом «Мой друг Индонезия» привело к рождению красочной симфонической сюиты «Острова Индонезии». А в середине 60-х годов внимание Баласаняна привлекли стихи камерунского поэта Элолонге Эпанья Йонда, на стихи которого композитор написал пять баллад. Естественно, что Баласанян не прошел мимо своего родного армянского мелоса: ему принадлежат и Армянская рапсодия, и Поэма-фантазия, и семь армянских песен для оркестра.

Глубокая эрудиция Сергея Артемьевича, чуткое отношение к молодым коллегам-музыкантам не могли не привести его к педагогической работе. Многие наши композиторы, в том числе и широкоизвестные, благодарны профессору Сергею Артемьевичу Баласаняну за прекрасную профессиональную школу, которую они прошли под его руководством в стенах Московской консерватории.

Календарь - В мире музыки - 1972г.