Календарь - В мире музыки - 1972г.

К.Молчанов

Музыкальный календарь памятных дат
 

КИРИЛЛ МОЛЧАНОВ

 

Советские музыкальные театры много и охотно обращаются к оперному творчеству Кирилла Владимировича Молчанова. Это неудивительно. Молчанов — композитор не просто талантливый, но стремящийся сказать свое, новое слово в искусстве. Каждая из его опер непохожа на предыдущую — и по теме, и по форме, и по музыкальным средствам. Вместе с тем, приглядевшись, мы обнаружим, что все они развивают определенные тенденции, становятся вехами на пути, по которому композитор целеустремленно идет и сейчас. Эти тенденции можно определить как приближение к современной теме. Процесс не внешний, не прямолинейный; он происходит как бы исподволь, шаг за шагом. Но он несомненен и в чисто хронологическом плане. От сказочной оперы «Каменный цветок», через героико-революционную тематику «Зари» Молчанов неожиданно переносит свое воображение в Италию 1925 года, увлеченный романом Васко Пратолини «Повесть о бедных влюбленных»; а затем «Ромео, Джульетта и тьма», опера, посвященная суровым дням Второй мировой войны, и, наконец, «Брестская крепость», воспевающая подвиг советских людей в первые дни Великой Отечественной войны. То же в планах поисков новых средств и форм — от традиционной классичности «Каменного цветка» и сложной драматургии в «Заре» к весьма свободной трактовке жанра в «Улице дель Корно» (по Пратолини).

Уже в «Каменном цветке» (по мотивам сказов П. Бажова) музыка впечатляет темпераментной, оптимистически просветленной лирикой. Мало кому удавалось с такой красочностью воспеть сказочную фантастику русского Урала, словно сверкающую блестками знаменитых уральских самоцветов. На песенном материале построены и многие другие произведения Молчанова, в частности его фортепианная сюита «Русские картины». Но наиболее своеобразное развитие эта линия получила в опере «Заря», сюжетом для которой послужила известная пьеса Б. Лавренева «Разлом». Композитор одним из первых сумел передать на оперной сцене эмоциональную атмосферу революционных дней 1917 года.

Композитор Молчанов

После «Зари» обращение к итальянской теме было несколько неожиданным: ведь здесь требовались совершенно иные приемы и методы письма. Тем не менее нельзя не признать свежести и убедительности его решения. «Улица дель Корно» — тонкий и умный эксперимент, который по-новому раскрывает возможности жанра. Это опера-новелла, опера-повесть. Подобные принципы развиваются и в опере «Ромео, Джульетта и тьма», где композитор стремится к динамичности, можно даже сказать, кинематографичности современного оперного спектакля. Интересными музыкально-драматургическими решениями изобилуют оперы «Брестская крепость» (или «Неизвестный солдат»—под таким названием опера идет в Большом театре) и «Русская женщина». Талантливые произведения Молчанова являются отличным аргументом в пользу сегодняшней жизнеспособности оперного жанра. Но даже в периоды самой напряженной работы в театре он не забывает о песне. И в песнях можно найти отголоски тех чувств и переживаний, которые волнуют его в операх. Содержание молчановских песен — большие темы общественного звучания, темы войны и мира, мечты о высокой любви и счастье. Композитор находит для выражения своих мыслей тот особый, чуть интимный тон разговора со слушателем, тот доверительный подтекст, который позволяет ему, не впадая в сентиментальность, волновать душу и сердце. Именно это принесло заслуженную популярность, особенно у молодежи, таким его песням, как «Солдаты идут», «Неизвестный солдат», «Помни!», «Я писать тебе не стану», «Красавица Прага» и многим другим.

Календарь - В мире музыки - 1972г.