Календарь - В мире музыки - 1972г.

Н.Римский-Корсаков

Музыкальный календарь памятных дат
 

Опера Н. Римского-Корсакова
«ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА»

 

В наши дни пьесы Л. Мея (1822 — 1862) не привлекают внимания драматических театров. Но в свое время его сценические произведения постоянно входили в репертуар театральных трупп. Римский-Корсаков уже обращался к творчеству Л. Мея в опере «Псковитянка». И вот композитор вновь остановил свой выбор на пьесе видного драматурга. На сей раз это была «Царская невеста». Фрагмент «Истории Государства Российского» Карамзина лег в сюжетную основу пьесы из времен
Ивана Грозного. Почти все герои драмы, а затем и оперы — исторические лица. Однако полноценные образы Марфы, Грязного, Лыкова, Бомелия созданы художественным воображением писателя и композитора.

Психологическая углубленность, острота драматической коллизии, резкая контрастность героев — все это в конце концов определило особое положение новой оперы Римского-Корсакова по сравнению с ее предшественницами. «Царская невеста»,—как подчеркивал сам композитор, — есть вещь для меня новая и оригинальная. Я удивляюсь, как многие завзятые музыканты не хотят этого понять. Многие же, не слыхав «Салтана», уже вперед его хвалят в укор и ущерб «Царской невесте», так как у них для меня намечена специальность: фантастическая музыка, а драматической меня обносят. Неужели мой удел рисовать только чуд водяных, земных и земноводных? «Царская невеста» вовсе не фантастична, а «Снегурочка» очень фантастична, но и та и другая весьма человечны и душевны, а «Садко» и «Салтан» значительно лишены этого. Вывод: из моих опер я люблю более других «Снегурочку» и «Царскую невесту». Первую никто не обижает, а вторую я в обиду не дам.»

Действительно, в новом создании Римского-Корсакова нет привычного фантастического элемента, хотя и здесь чудодейственный эликсир лекаря Бомелия приводит к трагической развязке. В противоположность эпической повествовательности прежних опер здесь действие развивается стремительно и насыщено острыми ситуациями и резкими столкновениями страстных характеров. В водоворот необоримых чувств погружены боярин Грязной, Любаша, Бомелий. Невинной жертвой в бурном развороте событий становится царская невеста Марфа, образ которой стал одним из наиболее поэтичных откровений в творчестве Римского-Корсакова. С удивительно рельефной музыкальной выразительностью сумел композитор противопоставить две женские натуры — властную, порывистую Любашу, готовую на все во имя своей любви к Грязному, и кроткую, беззащитную страдалицу Марфу. И в этой опере Римский-Корсаков мастерски использует лейтмотивный принцип.

Даже среди других опер Римского-Корсакова «Царская невеста» выделяется мелодическим богатством. Это было ясно и самому автору: «Стиль оперы должен был быть певучий по преимуществу; арии и монологи предполагались развитые, насколько позволяли драматические положения; голосовые ансамбли имелись в виду настоящие, законченные, а не в виде случайных и скоропреходящих зацепок одних голосов за другие, как то подсказывалось современными требованиями, якобы, драматической правды, по которой двум или более лицам говорить вместе не полагается». В результате такого подхода к оперной драматургии Римский-Корсаков наполнил «Царскую невесту» изумительными по красоте ариями и ансамблями, которые сегодня знакомы каждому любителю музыки.
Триумфальное шествие Царской невесты» по оперным сценам началось с премьеры в московском театре С. И. Мамонтова 3 ноября 1899 года. Спектакль шел под управлением М. М. Ипполитова-Иванова, а декорации были выполнены по эскизам М. Врубеля. Из певцов выделялась замечательная артистка Н. И. Забела-Врубель в роли Марфы.
ПРОЧТИТЕ: А. Соловцов. «Царская невеста» H. А. Римского-Корсакова. М., 1964.

Календарь - В мире музыки - 1972г.