Календарь - В мире музыки - 1972г.

 

Музыкальный календарь памятных дат
 

КУРТ ЗАНДЕРЛИНГ

 

Теперь, встречая немецкого дирижера Курта Зандерлинга (ГДР) в нашей стране как гостя, мы не забываем, что он носит звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Да, так уж сложилась его судьба. Он стал дирижером у себя на родине, в Германии, но в 1936 году, спасаясь от фашистского террора, покинул родные края и надолго поселился в Советском Союзе. Сперва он работал в Москве, а затем —в Ленинграде с оркестром филармонии. Здесь к нему и пришла творческая зрелость. А ныне Курт Зандерлинг снова в Берлине, где начинал свой творческий путь. Вот уже более десяти лет он возглавляет Берлинский симфонический оркестр в столице ГДР.
«Воспитание музыкальное,— рассказывает К. Зандерлинг, — я получил у себя на родине в то время, когда в отношениях к искусству принято было соблюдать некий формальный нейтральный холодок. Это не могло не отразиться на моих эстетических воззрениях, на моем восприятии художественного творчества. Не вдаваясь в подробности, отмечу, однако, что за годы пребывания в СССР эстетико-исполнительские взгляды мои существенно трансформировались. Это явилось результатом соприкосновения с классической русской и советской музыкой.

Передо мной предстала не только новая для меня музыка, но главное — в ней со всей ясностью раскрылось основное: небывалый эмоциональный размах, глубина запечатленных переживаний. Мимо этого пройти было невозможно. Это заставило заново продумывать все, что я знал, чему верил раньше.
Я стал страстным приверженцем творчества таких разных в своих художественных средствах и намерениях композиторов, как Рахманинов и Шостакович. Здесь нет противоречия: хотя этих двух композиторов разделяют целые миры, для меня важнее всего то, что их объединяет, — специфический русский эмоциональный накал.

Дирижер Курт Зандерлинг

После' получения подобной «инъекции» мне потребовалось пересмотреть свое отношение к классическому наследию Запада. Я стремился внести в интерпретацию симфонических сочинений Моцарта, Гайдна, Бетховена яркую эмоциональность.
. Комплекс дирижерских способностей очень многогранен. Я остановлюсь поэтому на одном очень важном моменте. Мне представляется совершенно необходимым, чтобы дирижер, прежде чем встать за пульт имел какую-то другую исполнительскую профессию, чтобы он был исполнителем-артистом. Целому; ряду молодых дирижеров, да и некоторым представителям среднего поколения, не хватает собственной исполнительской практики, то есть умения посредством своего инструмента разговаривать, общаться со слушателями. Но без этого навыка дирижерское  искусство музыканта неполноценно. Дирижер когда он стоит за пультом, не должен быть лишь «управляющим» оркестра; он должен; быть и «играющим» и «поющим».

Вспомним биографии большинства! великих дирижеров прошлого. Почти каждый из них обладал опытом инструментально-исполнительского творчества, и дирижерами становились они именно на этом пути. Ь воспитании будущих поколений на этом опыте надо, на мой взгляд, поставить акцент. Надо воспитывать первоклассных музыкантов-исполнителей—это прежде всего».

Календарь - В мире музыки - 1972г.