Календарь - В мире музыки - 1972г.

Н.Римский-Корсаков

Музыкальный календарь памятных дат
 

Опера Н. Римского-Корсакова
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»

 

В 1899 году вся Россия отмечала столетие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Тогда и пополнилась музыкальная пушкиниана новыми произведениями Римского-Корсакова — кантатой «Песнь о вещем Олеге» и оперой «Сказка о царе Салтане».
Римский-Корсаков вообще был, пожалуй, непревзойденным музыкальным сказочником, и обращение его к этой сфере пушкинского творчества вполне естественно. Неизбежные переделки литературного первоисточника в процессе создания оперного либретто не помешали композитору воплотить дух пушкинского «Сал-тана». Вся музыка проникнута юмористическим колоритом, мягким добродушием, ироничной усмешкой. Лишь изредка здесь появляются сатирические тона, предвосхищающие обличительные страницы «Золотого петушка».

Вновь композитор сопоставляет внутри сказочного сюжета две сферы — мир фантастики и бытовые зарисовки. В каждом новом произведении Римский-Корсаков находит свежие аспекты в этом своем любимом драматургическом приеме. «Салтан», — пишет композитор, — сочинялся в смешанной манере, которую я назову инструментально-вокальной. Вся фантастическая часть скорее подходила под первую, реальная же — под вторую».

Народность сказки Пушкина облеклась под пером Римского-Корсакова в музыкальные одежды. Если в других операх он обращался к обрядовому и былинному фольклору, то здесь на первом плане шуточные песни, плясовые наигрыши. Наряду с использованием подлинных народных мелодий Римский-Корсаков и всю оригинальную ткань оперы выдерживает в народно-песенном духе. Да и в самом построении музыкально-драматургического действия есть характерные черты, сближающие его с народным представлением. В качестве примера можно назвать короткие трубные фанфары, открывающие каждую очередную картину.

Как всегда, Римский-Корсаков цементирует музыкальное развитие системой ярко выразительных лейтмотивов. Они проходят и в вокальных эпизодах, и в симфонических фрагментах. Вообще оркестр играет в «Салтане» очень важную роль. Эта чисто инструментальная музыка носит здесь программный характер, подчеркнутый стихотворными эпиграфами. Римский-Корсаков добивается удивительной конкретности в изображении сказочных чудес или картин природы. Достаточно вспомнить знаменитый «Полет шмеля», который столь часто звучит на концертной эстраде. А картины морской стихии! Как тонко чувствовал ее композитор. Б. Асафьев справедливо писал, что море у Римского-Корсакова «величаво плещет, раскидистыми волнами взметываясь, а через мгновение, словно по воле волшебника Просперо, оно спокойно дышит, нежно и ласково колышется, как бы баюкая себя своим собственным ровным дыханием. Моментами реющий ветерок нарушает мерный всплеск водной стихии, рождая прерывистый ритм: трепетная нервная зыбь разливается по поверхности. Но опять покой, опять кротко переливаются зеленые волны, унося вдаль уплывающий корабль. Или, вот, снова порыв, снова налет ветра: бурно пенясь, в яростном приливе взметываются волны на берег, вынося за собой тридцать три витязя, с дядькой Черномором. Или же торжественно в блестящем звучании полной грудью дышащего оркестра искрится море в светлом сиянии дня, когда корабль пристает к пристани столицы царя Салтана».

Чудесная сказка Пушкина повествует о борьбе злых и добрых сил, о победе добра. Этой вечной теме искусства посвящена и опера Римского-Корсакова. Впервые «Салтан» был показан в Москве На сцене Русской частной оперы под управлением М. Ипполитова-Иванова. Декорации к этой постановке были выполнены по эскизам М. Врубеля. Премьера прошла с большим успехом. С тех пор «Сказка о царе Салтане» неоднократно ставилась в Москве, Ленинграде и других городах нашей страны.

ПРОЧТИТЕ: И. Озерецковская. «Сказка о царе Салтане» H. А. Римского-Корсакова. М., 1963; А. Соловцов. Жизнь и творчество H. А. Римского-Корсакова. М., 1964.

Календарь - В мире музыки - 1972г.