Календарь - В мире музыки - 1972г.

Ж.Бизе

Музыкальный календарь памятных дат
 

«АРЛЕЗИАНКА» БИЗЕ

 

Парижский театр «Водевиль» открывался в 1872 году драмой Альфонса Доде «Арлезианка». Музыка к этому спектаклю была заказана Жоржу Бизе. Как раз к этому моменту во многом завершился период творческих исканий композитора — автора нескольких оперных произведений, предшествующих созданию его бессмертного шедевра — «Кармен». Но именно музыка к драме Доде стала непосредственной предтечей гениальной оперы.

Бизе ушел из жизни, так и не вкусив сладость успеха. Его путь был усеян терниями — и постановка «Арлезианки» не стала в этом плане исключением. По словам самого Доде, премьера закончилась «блистательным провалом». Так что и в этом отношении «Арлезианка» как бы предваряла печальную судьбу «Кармен». Передовые устремления композитора не были поняты завсегдатаями парижских театров. «В вечер первого представления, — замечает композитор Гиро, — эту очаровательную и поэтичную партитуру еле слушали».
А ведь здесь Бизе достиг настоящих драматических высот. Трагическая история любви крестьянского юноши Фредери, влюбившегося в девушку из города Арля—арлезианку, явилась основой для создания цельного музыкально-драматургического произведения. Композитор, вопреки сложившимся во французском театре традициям, видел свою задачу не в иллюстративном сопровождении развертывающегося действия. Он стремился к глубокому раскрытию человеческих характеров на фоне полнокровных реалистических картин народной жизни. И это еще раз заставляет вспомнить о предстоящем рождении «Кармен».

Бизе удалось блестяще воссоздать живописные сцены народной жизни, используя при этом богатства французского музыкального фольклора. Действие драмы происходит в Провансе, на юге страны. Композитору не приходилось жить здесь, однако он сумел всю свою партитуру пронизать подлинным дыханием этого края. И оригинальные его мелодии выдержаны в характере провансальского фольклора — таковы мелодические обороты этой музыки и даже ее инструментальный колорит. Любопытно, что оркестр в театре «Водевиль» был весьма немногочисленным— всего двадцать шесть человек. Тем не менее при этих скромных средствах Бизе создал партитуру необычайно сочную, красочную, сверкающую множеством самых разнообразных оттенков. Слушатель не только знакомится с героями Доде — простыми людьми из народа, но погружается в атмосферу народного быта и природы юга Франции. Здесь — и песни, и танцы, и жанровые эпизоды.

Сама по себе драма Доде не закрепилась в репертуаре театров, хотя позже (в 1885 году) она возобновлялась и имела немалый успех. Но ее дальнейшая жизнь обеспечена гениальной музыкой Бизе. Вскоре после неудачной премьеры композитор создал на основе некоторых фрагментов концертную сюиту, в которую вошли «Прелюд», «Менуэт», «Ada-gietto» и «Перезвон». Из оставшейся музыки друг Бизе композитор Гиро составил вторую сюиту. Он включил в нее и «Менуэт» из оперы Бизе «Пертская красавица». В результате сложилось еще одно четырехчастное произведение, включающее «Пастораль» «Интермеццо», «Менуэт» и «Фарандолу». Эти сюиты постоянно звучат с концертной эстрады и поныне, подтверждая слова Петра Ильича Чайковского, писавшего в письме к Н. фон Мекк еще в 1878 году: «Кстати, о свежести в музыке. Рекомендую Вам оркестровую сюиту покойного Bizet "L'Arlesienne". Это в своем роде шедевр».
ПРОЧТИТЕ: А. Хохловкина.
Сюиты Бизе из музыки к драме А. Доде « Арлезианка». М., 1957.

Календарь - В мире музыки - 1972г.