Календарь - В мире музыки - 1972г.

 

Музыкальный календарь памятных дат
 

РАЛФ ВОАН УИЛЬЯМС

 

С именем Воана Уильямса неразрывно связана история английской музыки последних десятилетий. Начав свою деятельность в самые первые годы нашего столетия, он вскоре уже завоевал ведущее положение среди композиторов страны, а после смерти Эдварда
Эльгара (1857—1934) стал признанным главой национальной музыкальной школы. Реалистическая жизненность его произведений принесла композитору заслуженную любовь и уважение его соотечественников.
Музыкальное наследие Воана Уильямса велико; мы найдем в нем произведения самых разнообразных жанров — 9 симфоний, оперы и балеты, музыку к спектаклям, кинофильмам и телевизионным постановкам, множество оркестровой, хоровой и камерно-инструментальной музыки, сочинения для органа и фортепиано, романсы, песни, наконец, десятки обработок английских народных песен.

Первые годы деятельности Воана Уильямса проходили в эпоху подъема музыкальной активности композиторов после почти двух столетий застоя. В конце XIX столетия появляются произведения таких значительных мастеров, как X. Перри (1848—1918) и Ч. Стан-форд (1852—1924). Под их руководством и получил Воан Уильяме музыкальное воспитание, от них унаследовал высокое профессиональное мастерство, но вместе с тем и влияние немецкого романтического искусства — влияние, которое сковывало развитие самобытной английской музыки и не могло не отразиться на его ранних сочинениях.
Новые невиданные горизонты открыла ему встреча с английским народным музыкальным творчеством. Да, именно встреча, потому что в начале нашего века английские музыканты почти совершенно не знали песен и танцев своей родины. В 1904 году, поехав в графство Норфольк, он впервые начал собирать и изучать народные песни, и с тех пор мелодии родного народа становятся основой его творчества. Как дерево, распускающееся после первой весенней грозы, расцвел талант композитора, орошенный благодатным свежим дождем народных мелодий. Одно за другим появляются его оркестровые сочинения. Среди них были и его первые симфонии («Морская» и «Лондонская»), которые сразу заставили говорить о нем как о большом музыкальном даровании. В дальнейшем до конца своей жизни Воан Уильяме не переставал изучать народное музыкальное творчество, черпать из него все новые и новые сокровища для своих произведений.

Всегда резко отрицательно относясь к крайним модернистским течениям, Воан Уильяме в то же время горячо защищал все подлинно новое, ценное в музыкальном искусстве. Особенно характерно, что значительная часть произведений в 40-е и 50-е годы написана им для кино, радио и телевидения. Композитор видел в этих новых, самых массовых средствах искусства возможность более широкого общения со слушателями, отдавал этим новым жанрам много искреннего творческого вдохновения. Работа в кино не была для него случайной работой «на заказ». Достаточно сказать, что одна из лучших его симфоний — Седьмая « Арктическая », проникнутая верой в человека, родилась из музыки, написанной Воаном Уильямсом к кинофильму об отважном полярном исследователе Роберте Скотте. Именно то, что композитор никогда не замыкался в себе, не уходил в «башню из слоновой кости», в мир мистических переживаний и псевдохудожественных экспериментов, — все это определило реалистичность и жизненность его творчества.
Значительную часть своей жизни Воан Уильяме посвятил воспитанию музыкальной молодежи Англии. Он преподавал в различных учебных заведениях, организовывал музыкальные общества и руководил ими. Он обращался к молодежи и в своих печатных работах — статьях и книгах, учил молодых музыкантов быть верными национальным традициям и жизненной правде.
Произведения Воана Уильямса исполняются сегодня во многих странах мира. Неоднократно и с успехом звучали они и в нашей стране.

Календарь - В мире музыки - 1972г.