Календарь - В мире музыки - 1972г.

 

Музыкальный календарь памятных дат
 

ЯКОВ ФЛИЕР

 

Яков Флиер вошел в нашу концертную жизнь уже около четырех десятилетий назад. В ту пору он покорял и захватывал слушателей неудержимым порывом, вдохновенной экспрессией, возвышенностью романтического пафоса. Тогда в его программах «коронными» были концерты Рахманинова и Листа, постоянно встречались эффектные виртуозные транскрипции. И вероятно, любитель музыки, который бы перенесся прямо из тех довоенных лет в сегодняшний Большой зал Московской консерватории, не поверил бы своим глазам, увидев в программе флиера такие произведения, как концерт Моцарта до мажор или его же Фантазию до минор. Но можно сказать, что такой любитель музыки, даже слушая в исполнении Флиера те же концерты Листа (№2) или Рахманинова (№ 3), встретился бы с совершенно незнакомым артистом — артистом, умудренным опытом жизни и претворяющим эту жизненную мудрость в своем искусстве.

Однако при всем том Флиер и в зрелую пору остается ярчайшим представителем романтического пианизма. Его искусство по-прежнему увлекает слушателя накалом драматизма и поэтичностью чувства.
Если вернуться к прошлому, то можно вспомнить, что именно исполнение произведений композиторов-романтиков принесло Флиеру в молодости самые яркие завоевания. В 1934 году пианист оканчивает Московскую консерваторию по классу профессора К. Н. Игумнова. Следующий год приносит ему блестящее достижение — он завоевывает первую премию на Всесоюзном конкурсе. В 1936 году Флиер становится победителем Международного конкурса в Вене, а затем получает еще лауреатское звание на Международном конкурсе в Брюсселе.

Яков Флиер

Начинается активная концертная деятельность артиста. Его выступления во многих городах Советского Союза проходят с неизменным успехом. Растет репертуар музыканта. Он по-прежнему вдохновенно играет Листа, Шопена, Рахманинова, Скрябина; в то же время Флиер все чаще обращается к творениям Баха, Бетховена, Брамса, а также к современной музыке. Исполнительские концепции артиста становятся глубже и убедительней. Характеризуя игру своего ученика, К. Игумнов говорил: «Он может властно, горячо и эмоционально насыщенно наполнить нотную запись живым содержанием, соблюдая законы исполнительской перспективы и проводя через все исполнение развитие основного замысла».
Флиер продолжает концертировать и в годы Великой Отечественной войны. Он выступает в блокированном Ленинграде, в воинских частях, госпиталях. С особенным увлечением работает артист над произведениями советских авторов—Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского.

А затем посетители концертных залов надолго расстались с Флиером. Болезнь руки оторвала его от эстрады. С этого времени он с особым увлечением и энтузиазмом отдается педагогической деятельности. Профессор Московской консерватории, Яков Владимирович Флиер воспитал целую плеяду молодых талантливых пианистов, многие из которых завоевали известность и в нашей стране и за рубежом. Среди них — Лев Власенко, Белла Давидович, Юрий Айрапетян, Валерий Камы шов, Виктория Постникова и многие другие.
В 60-е годы Флиер — снова на эстраде. Любители музыки ста ли свидетелями второго рождения пианиста. Они услышали Флиера, по-прежнему пылкого и страстного романтика, художника редкой эмоциональной устремленности, настоящего поэта фортепиано. Только теперь все это было помножено на художественную зрелость, интеллектуальное богатство.

Календарь - В мире музыки - 1972г.