Календарь - В мире музыки - 1972г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

Говорят мастера
КИРИЛЛ КОНДРАШИН

 

Русская дирижерская школа существует давно. Во всяком случае, говоря о послереволюционном периоде, можно назвать целый ряд художников дирижеров со своим собственным стилем, почерком, манерой. Но в первые годы после революции это в основном касалось оперного дирижирования. И тут, конечно, нельзя не упомянуть имен трех больших художников (я не говорю о В. И. Суке, потому что он работал задолго до 1917 года, был чехом и по национальности, и по происхождению, и по музыкальному образованию) — Пазовского, Самосуда и Голованова. Все они — воспитанники русских консерваторий, обладающие совершенно различными индивидуальностями. Они и определили стиль развития оперного искусства в нашей стране. Они не были педагогами по дирижированию, однако, это не обязательно: ведь школа создается и на примерах. Эти три дирижера создали школу оперного русского, вернее даже советского, дирижирования. Они вообще заложили основы нашей дирижерской школы.

На симфонической эстраде в то время у нас первенствовали по преимуществу иностранцы. Однако в 1938 году был проведён первый дирижерский конкурс, и выяснилось, что у нас и среда симфонических
дирижеров уже созрели люди, которые могут возглавить оркестры и развивать дальше русский стиль дирижирования.
Руководителями оркестров тогда стали Мравинский, Рахлин, Константин Иванов (Гаук уже возглавлял коллектив) — мастера, ныне уже старшего поколения, выпестованные в советское время. Все они продолжили эту линию нашего дирижирования, которая уже питалась нашими советскими корнями, то есть творчеством советских композиторов.
В чем же основные черты советской дирижерской школы? Я думаю, что они таковы же, как и вообще советское музыкальное исполнительство. Это взгляд на музыку как на живую вещь, осмысленное фразирование, то есть передача публике подтекста музыки, отсутствие стремления к эффектности и желание возможно более полно раскрыть содержание, которое заложено в произведении композитором.

Собственно, это более или менее общие слова, но они действительно правильны, потому что стремление к голому виртуозному стилю всегда было чуждо советской исполнительской культуре. И точно так же чрезмерное увлечение виртуозностью не характерно для самых великих русских музыкантов, исполнителей, дирижеров. Здесь хочу заметить, что я не упомянул о Рахманинове, который хотя дирижировал и недолго, но, конечно, может быть, даже больше чем кто бы то ни было другой, заложил основу русской школы дирижирования.

Заканчивая разговор об отличительных особенностях советского исполнительского стиля, я хочу подчеркнуть стремление правильно раскрыть драматургию музыки, то есть вскрыть все подтексты, вскрыть взаимоотношения частей не формальным соотнесением их быстроты или громкости, а наполнить все это психологическим содержанием.

Календарь - В мире музыки - 1972г.