Календарь - В мире музыки - 1972г.

 

Музыкальный календарь памятных дат
 

 

Мастера Большого театра
КСЕНИЯ ДЕРЖИНСКАЯ

 

Один из классов Московской консерватории носит имя выдающейся русской певицы Ксении Георгиевны Держинской. Здесь в последние годы жизни она много сил и энергии отдала воспитанию вокальной молодежи. Самой же певице в молодости не удалось получить консерваторского образования, но благодаря настойчивости и редкому трудолюбию талантливая девушка прошла основательную школу. Важную роль в творческой судьбе Держинской сыграла встреча с Рахманиновым, когда великий пианист и композитор приехал на концерты в Киев. В то время она уже окончила педагогические курсы при гимназии и брала уроки пения у преподавательницы Флоры Паш. Искусство влекло ее неудержимо, однако уверенности в собственных силах не было. И вот. «Я имела возможность встретиться с ним и попросить его сказать свое мнение о моем голосе и исполнении. Пела я его романсы и Чайковского. Трепет и волнение мои были очень велики. Но ясно вспоминаю то непередаваемое чувство, которое поднялось у меня в душе, когда Рахманинов с необыкновенной мягкостью и нежностью взял первые звуки фортепианной партии романса «Здесь хорошо.» Суровый, строгий на вид, Рахманинов все же нашел для меня несколько теплых слов, которые вселили в меня веру в свои возможности». Да, мнение Рахманинова оказалось решающим — Держинская твердо решила стать артисткой.

После занятий в Петербурге под руководством Е. О. Териан-Коргановой молодая певица приступает к самостоятельной артистической деятельности на сцене Сергиевского Народного дома. Это был период накопления оперного репертуара — она с успехом выступает в классических операх русских и зарубежных композиторов. А с конца 1914 года Держинская уже в труппе Большого театра. Она начала здесь с Ярославны в «Князе Игоре». И в дальнейшем центральное место в ее обширном репертуаре принадлежало русской классике. «Творчество Держинской,— пишет ее друг и коллега Е. Катульская, — прежде всего, было глубоко национально. Как и ее великие предшественники, Ксения Георгиевна была верной последовательницей эстетических заветов Глинки, определившего основы русской музыки и вокальной школы. Лучшие черты этой школы характеризовали и творческое лицо замечательной певицы — светлое, прямое чувство, страстная творческая мысль, глубокая идейность и жизненная правда. Соединяя в себе качества выдающейся вокалистки и великолепной драматической артистки, Ксения Георгиевна умела раскрывать самые глубокие чувства человеческой души, достигать большой силы художественного, воздействия на зрителя. Это и позволило ей создать галерею непревзойденных образов, которые вошли в историю русского и мирового оперного искусства».

Певица Держинская

Партии, спетые Держинской (их было около 25), стали подлинным украшением сцены крупнейшего оперного театра страны: Мария, Лиза, Настасья в операх Чайковского, Феврония, Вера Шелога в шедеврах Римского-Корсакова, вагнеровские Брунгильда и Ева, вердиевская Аида, Тоска Пуччини. Невозможно перечислить все сделанное певицей за десятилетия неустанного труда.
Особенно следует подчеркнуть демократическую направленность творчества Держинской. Это ее качество наиболее отчетливо проявилось в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. В автобиографии Держинской читаем такие слова: «Мы, актеры, работали тогда много, с большим душевным подъемом. Выступления в театре, порой нетопленном, плохо освещенном, мы совмещали с частыми концертами для тех, кто уходил с оружием в руках защищать молодую Советскую республику. Мы пели иной раз в обстановке, самой, казалось бы, для музыки неподходящей! Сердечные приветствия, величайшее внимание, с которым нас слушали, были лучшей для нас наградой. Наше первое знакомство с народной аудиторией, с Красной Армией вскоре перешло в крепкую, хорошую дружбу. Мы вместе росли. Интенсивный духовный рост советского человека, получившего доступ к культуре, жадно устремившегося к ее сокровищам, был и нашим творческим ростом, потому что высокими и все растущими оказались требования нашего советского слушателя к искусству. Как часто советский слушатель помогает нам проверять себя благодаря его необыкновенной отзывчивости на все правдивое, искреннее, эмоциональное. Именно этим объясняется, что лучшие образцы русской оперной классики имеют наиболее широкую популярность у наших слушателей. Я всегда с большим наслаждением пою для массовой аудитории арии из опер Чайковского, Бородина и других русских опер и слежу за тем, какой живой отклик находит эта великая музыка в душе моих слушателей».

Календарь - В мире музыки - 1972г.