Календарь - В мире музыки - 1972г.

А.Даргомыжский

Музыкальный календарь памятных дат
 

 

«КАМЕННЫЙ ГОСТЬ»

 

Пушкинские шедевры всегда оставались в центре творческого внимания замечательного русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. Две его оперы написаны на сюжеты гениального поэта. Вслед за «Русалкой» Даргомыжский обратился к одной из маленьких трагедий Пушкина «Каменному гостю». Впервые он задумался над этой темой еще в 1863 году и в одном из писем замечал: «Забавляюсь над «Дон-Жуаном» Пушкина. Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены «Каменного гостя» так, как они есть, не
изменяя ни одного слова». Особенно интенсивно работал композитор в конце 60-х годов. Новое его сочинение стало своего рода творческим напутствием молодым композиторам, которые, объединившись вокруг Даргомыжского, образовали передовую группу музыкантов, с легкой руки Стасова вошедшую в историю русской культуры под названием «Могучей кучки». «Со второй половины сезона, к весне 1868 г., — писал Римский-Корсаков, — большая часть членов нашего кружка начала почти еженедельно по вечерам собираться у А. С. Даргомыжского, раскрывшего для нас свои двери. Сочинение «Каменного гостя» было на всем ходу. Первая картина была окончена, а вторая доведена до поединка, прочее сочинялось почти что на наших глазах, приводя нас в великое восхищение. Даргомыжский, окружавший себя до этого времени почитателями из любителей или из музыкантов, стоящих значительно ниже его., предавшись сочинению «Каменного гостя», произведения, передовое значение которого было для него ясно, почувствовал потребность делиться выливавшимися новыми музыкальными мыслями с передовыми музыкантами и, таким образом, совершенно изменил состав окружавшего его общества. Посетителями его вечеров стали: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, я и В. В. Стасов, а также любитель музыки и усердный певец Вельяминов».

Опера Даргомыжского

Смерть помешала Даргомыжскому довести свою работу до конца. Первая картина была дописана Кюи; Римский-Корсаков оркестровал оперу и написал к ней увертюру, используя музыкальный материал самого произведения. Спустя три года после кончины автора его детище было поставлено на сцене Мариинского театра в Петербурге.

«Каменный гость» —новое слово в истории русской оперной культуры. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды»—эти слова принадлежат Даргомыжскому. Принцип этот, ставший и лозунгом его последователей, он с непреклонной последовательностью воплотил в своей «лебединой песне». Он действительно практически ни на йоту не отступает здесь от пушкинского текста. Музыка скрупулезно и в то же время крайне выразительно следует за всеми оттенками поэтической речи. В связи с этим Даргомыжский отказывается от широких мелодических построений, от традиционных вокальных форм. По сути дела, вся опера—это сплошной речитатив. Исключение составляют две песни Лауры, введение которых в оперную ткань также диктуется пушкинским первоисточником. Но речитатив Даргомыжского проникнут жизненной правдой; не формальную задачу решал композитор — он стремился к новым средствам, чтобы наиболее глубоко и точно выразить внутренний мир героев, очертить их индивидуальные характеры. На этом пути жизненной правды ждал он завоеваний для русской музыки. И они пришли, эти завоевания, в творчестве верных последователей и единомышленников Даргомыжского — классиков второй половины XIX века.

Календарь - В мире музыки - 1972г.