Календарь - В мире музыки - 1972г.

Дж.Верди

Музыкальный календарь памятных дат
 

 

«НАБУККО»

 

 «Вот опера, с которой поистине начался мой творческий путь как художника. И поскольку я должен был бороться и с чужеземным гнетом, «Набукко» действительно родился под счастливой звездой». Так писал сам автор о месте, которое занимает в его творчестве эпоха создания «Набукко» («Навуходоносора»). В самом деле: день премьеры, 9 марта 1842 года, день, когда под сводами миланского театра «Ла Скала» не умолкали бурные овации, стал поворотным моментом в жизни композитора.

В то время молодой Верди был известен (впрочем, не столь уж широко) как автор двух опер: одной довольно успешной («Оберто») и другой полностью провалившейся на премьере («Один день царствования»). Несчастья преследовали композитора: в течение одного года — несчастного 1840 года — умерли его сын, затем дочь и жена! И после всего этого — провал последней оперы.
Трудно, казалось, просто невозможно сохранить в себе душевные силы и творческую энергию. «Озлобленный неудачами, согбенный горем, я принял решение никогда больше не писать ни единой ноты», — признавался впоследствии Верди.

Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы друзья композитора не верили в него. Как раз в это время директор «Ла Скала» Бартоломео Мерелли предложил ему прочитать оперное либретто, написанное молодым писателем Фемистоклом Солерой на библейскую тему. Поначалу Верди отнесся к нему без всякого интереса. В самом деле —сюжет был так далек от его мыслей, от жизни. Но неожиданно ему попался на глаза текст хора: «Летите, надежды, гонимые мечтой». И тут он понял, до какой степени современно может прозвучать все это на его родине — в Италии, боровшейся за национальное освобождение от ига австрийской монархии.
Вдохновленный, Верди работал с необычайной быстротой. В октябре 1841 года партитура была уже готова. Театр тут же приступил к ее постановке, впрочем, не слишком тщательной: костюмы и декорации были собраны из других спектаклей. Но главные роли были поручены отличным молодым певцам, и среди них примадонне театра 27-летней Джузеппине Стреппони, ставшей вскоре женой композитора. И на премьере итальянцы поняли и почувствовали, что в этой музыке соединились великая идея свободы и изумительная сила таланта. Так Верди буквально в одну ночь превратился из малоизвестного композитора в национального героя.
В «Набукко» впервые воплотилось кредо, которое композитор впоследствии считал одним из необходимейших качеств художника: всегда откликаться на жгучие проблемы жизни, в любых, в том числе и в исторических сюжетах быть современным. Вот почему действие «Набукко» — события библейской истории, относящиеся к шестому и пятому векам до нашей эры — лишь внешняя канва оперы. Исторические параллели позволяли композитору говорить о судьбе родного народа. Слабость вавилонской империи, построенной на угнетении, неизбежность ее падения, несмотря ни на какие стены и башни — как это перекликалось с мыслями итальянцев в 1840-х годах, с их отношением к австро-венгерскому владычеству. И соотечественники были благодарны за это автору.
Но, конечно, не только политическая актуальность определила триумф оперы. В ней впервые с большой силой проявился музыкально-драматургический талант Верди. Музыка «Набукко» полна жизненной энергии, динамики и вместе с тем поэтичной красоты. Цельность драматургии сочетается здесь с разработанностью образов и сценической правдивостью действия в целом и отдельных ситуаций.
Словом, «Набукко» и в чисто музыкальном отношении можно с полным правом считать переломным моментом в творчестве Верди, хотя в опере и чувствуются еще отголоски влияний Беллини, Доницетти, Россини. Последнее иногда давало основание критикам объяснять успех произведения Верди чисто политическими причинами. Но будущее опровергло эту точку зрения. Мелодии оперы уже более столетия звучат во всем мире, а в Италии, на родине композитора, они по-прежнему олицетворяют и гений народа, и его любовь к свободе.

Календарь - В мире музыки - 1972г.