Календарь - В мире музыки - 1972г.

Н.Римский-Корсаков

Музыкальный календарь памятных дат
 

 

Опера Н.Римского-Корсакова
«МЛАДА»

 

В 1869 году, как рассказывает в своей автобиографии Римский-Корсаков, директор императорских театров С. Гедеонов решил поставить на сцене произведение, соединяющее в себе элементы оперы, балета и феерии. Сюжет из жизни древних славян он сочинил сам, а музыку предложил написать четырем членам «Могучей кучки» — Кюи, Бородину, Мусоргскому и Римскому-Корсакову. Такое необычное начинание обещало многое. Однако идея осталась неосуществленной: вскоре Гедеонов ушел в отставку. Впрочем, отдельные музыкальные фрагменты были уже созданы — в дальнейшем композиторы так или иначе использовали готовый материал в своих сочинениях. Один из них — Римский-Корсаков — решил самостоятельно воплотить в жизнь первоначальную идею. В «Летописи моей музыкальной жизни» он пишет: «В день двухлетней годовщины смерти Бородина вечером в квартире его, занимаемой А. П. Дианиным, преемником Бородина, собрались В. В. Стасов, Глазунов, Лядов, Беляев и я с женою, чтобы провести время вместе в память дорогого человека и проиграть различные наброски для «Млады» и другие, не вошедшие в «Кн. Игоря», не изданные и не приведенные в какой-либо порядок. Среди разговоров и воспоминаний о Бородине у Лядова внезапно появилась мысль, что сюжет «Млады» как раз подходит для меня. Он это высказал, и я, не долго думая, сказал ему решительно в ответ: «Да, хорошо, я тотчас примусь за эту оперу-балет». С этой минуты я начал помышлять о предложенном сюжете. Мало-помалу стали приходить и музыкальные мысли, и через несколько дней уже было несомненно, что я сочиняю «Младу». В. В. Стасов был в восторге от моего решения и премного шумел. В течение весны сочинение начало подвигаться. Недостающий текст я делал сам».

Для Римского-Корсакова вообще характерен интерес к древней истории славянских народов. В данном случае его привлек довольно слабый в драматургическом отношении сюжет из жизни полабских славян, предложенный в свое время Гедеоновым. Тем не менее композитор решил, что здесь достаточно интересного материала для создания своеобразного синтетического музыкального представления. Как это часто бывает у Римского-Корсакова, фантастические картины сочетаются в «Младе» с колоритными сценами народной жизни. «Млада» содержит немало страниц вдохновенной музыки, которые по справедливости можно отнести к числу жемчужин творчества Римского-Корсакова. Весь второй акт (с его сценой народного торга), проникнутой своеобразием и красотой мелодического развития, многие фантастические сцены, картины старины и быта, народные по своему духу, и поныне увлекают слушателя, захватывают его воображение. Чрезвычайно интересна оркестровая ткань оперы, в которой композитор широко пользуется вагнеровскими приемами, преломляя их в совершенно самобытной манере, лишь еще больше обогащая палитру своих выразительных средств.

Премьера оперы-балета, состоявшаяся 1 ноября 1892 года в Мариинском театре под управлением Э. Направника, имела большой успех, однако в дальнейшем «Млада» не закрепилась в репертуаре русских музыкальных театров.

Календарь - В мире музыки - 1972г.