Календарь - В мире музыки - 1972г.

Н.Римский-Корсаков

Музыкальный календарь памятных дат
 

 


Оперы Н. Римского-Корсакова «ПСКОВИТЯНКА»

 

Бесценный вклад внес Николай Андреевич Римский-Корсаков в сокровищницу русской музыки. И пожалуй, наиболее ярко проявился гений композитора в оперном творчестве. Вместе с сочинениями Глинки, Чайковского, Мусоргского, Бородина его сценические творения составляют гордость и фундамент национального музыкально-театрального репертуара.
«Псковитянка» — оперный первенец Римского-Корсакова. Произведение это создавалось в период общественного подъема, когда всколыхнулись демократические силы русского общества. Для того времени был характерен интерес к историческому прошлому России. Однако это вовсе не означало стремления уйти от насущных запросов современности. Наоборот, как говорил Мусоргский, «прошедшее в настоящем — вот моя задача». Недаром именно Мусоргский и Балакирев подали Римскому-Корсакову идею обратиться к стихотворной драме Л. Мея «Псковитянка», созданной в 1860 году.

На этой основе композитор написал народную музыкальную драму, в которой важная роль принадлежит массовым сценам. В то же время, во многом с помощью системы лейтмотивов, Римскому-Корсакову удалось вылепить рельефные образы своих персонажей, и в первую очередь суровую, мрачную и в то же время могучую фигуру царя Ивана Грозного. Прекрасна в своей чистоте героиня оперы Ольга, открывающая целую галерею светлых женских образов, созданных композитором в его оперном творчестве. Яркими красками обрисован и вожак псковской вольницы Михайло Туча.

Отнюдь не простым был путь «Псковитянки» на сцену Мариинского театра в Петербурге. Свободолюбивые мотивы оперы вызвали отрицательное отношение царской цензуры. «В цензуре объяснили мне,—писал Римский-Корсаков, — что все изменения должны были клониться к тому» чтобы изъять из либретто всякий намек на республиканскую форму правления во Пскове й переделать второй акт из веча в простой бунт.». Словом, автору пришлось испытать немало мытарств, прежде чем опера была, наконец, поставлена в 1873 году в Мариинском театре. Она шла под управлением Э. Направника. В главных ролях выступали О. Петров (Грозный), Ю. Платонова (Ольга), И. Мельников (Токмаков), Д. Орлов (Туча).

«Псковитянка» имела успех, и не только благодаря своим несомненным музыкальным достоинствам. Как вспоминал композитор, «элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи». Особенно широкую популярность приобрела песня вольницы. Так что историческое содержание оперы, действительно, оказалось обращенным к современности.
Однако Римский-Корсаков не был удовлетворен сочинением. Вновь и вновь обращался он к своему детищу. В 1876—1877 годах композитор создал вторую редакцию оперы, а в 1891—1892— третью. Наконец, в 1898 году появился пролог к «Псковитянке» — одноактная опера «Боярыня Вера Шелога». В окончательном виде произведение Римского-Корсакова увидело свет рампы на сцене Русской частной оперы С. И, Мамонтова. Здесь в роли Ивана Грозного выступил Федор Шаляпин. Эта партия стала одним из высших достижений великого певца. «Псковитянка» неоднократно ставилась на многих советских оперных сценах, пользуясь большим успехом у слушателей.

ПРОЧТИТЕ: А. Соловцов, Жизнь и творчество H. А. Римского-Корсакова. М., 1964.

Календарь - В мире музыки - 1972г.