Календарь - В мире музыки - 1972г.

 

Музыкальный календарь памятных дат
 

СТАНИСЛАВ МОНЮШКО

 

Помните слова Глинки: «Создаем не мы; создает народ; мы только записываем и аранжируем»? А теперь вспомним, что говорил замечательный польский композитор Станислав Монюшко: «Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения». Да, это не случайное совпадение: Монюшко, как Глинка, сыграл основополагающую роль в развитии национальной музыкальной культуры своего народа. И недаром русские классики XIX века так высоко ценили талант своего польского коллеги. Монюшко часто бывал в Петербурге, поддерживал тесные творческие связи с русскими композиторами. Уже первые его значительные сочинения в жанре вокальной миниатюры вызвали одобрение и интерес широкой музыкальной общественности. Познакомившись с «Домашними песенниками» Монюшко, выдающийся русский композитор и критик А. Серов писал: «Я не задумываюсь поставить их наряду с лучшим, что есть в музыке в этом лирическом роде. Грациозность и благородство напева, прелесть и ум обработки, решительное отсутствие всякой изысканности, всякой преувеличенности — вот особенно рельефные качества романсов г. Монюшко».

Долгое время композитор жил в Вильно, где занимал должность церковного органиста. Однако сочинение музыки всегда было для него на первом плане. Переломным в его жизни оказался 1858 год. В первый день этого года опера Монюшко «Галька» с огромным успехом была поставлена на сцене Варшавского театра, а ее автор с тех пор занял в театре пост дирижера.

И в дальнейшем основное внимание композитора привлекает музыкальный театр. Он пишет несколько комических опер, а в 1865 году создает еще одно произведение, вошедшее в сокровищницу мирового оперного искусства, — «Зачарованный замок» («Страшный двор»). Премьера этой оперы стала крупнейшим событием в художественной жизни Польши того времени. Одна из газет писала: «Нас охватило какое-то внутреннее тепло, когда мы слушали эту музыку, такую родную, такую нашу; помимо воли мы почувствовали солидарность с композитором, который, казалось, извлек у нас из груди какую-то частицу нашей души и ее украсил, облагородил». В своих лучших произведениях Монюшко выступил как подлинный мастер, глубоко постигший законы музыкальной драматургии. И везде он остается настоящим демократом-патриотом, для которого народность музыки всегда была живительным источником и путеводной звездой.
ПРОЧТИТЕ: В. Рудзинский. Монюшко. М., i960; Станислав Монюшко. Сборник статей под редакцией И. Бэлза М. — Л., 1952.

Календарь - В мире музыки - 1972г.