Календарь - В мире музыки - 1972г.

Л. Собинов

Музыкальный календарь памятных дат
 

Мастера Большого театра
Л. В. СОБИНОВ

 

Творчество Леонида Витальевича Собинова принадлежит к самым ярким страницам в истории русского вокального искусства. Ученик А. Додонова и А. Сантагано-Горчаковой, он с 1897 года выступал на сцене Большого театра, пел в крупнеших театрах Западной Европы. С одинаковым совершенством воплощал Собинов на сцене образы лирических героев в операх русских и зарубежных классиков — Баяна в «Руслане и Людмиле», Берендея в «Снегурочке», Левко в «Майской ночи», Ромео в «Ромео и Джульетте», Лоэнгрина и Вертера в одноименных операх Вагнера и Массне. Жемчужиной репертуара певца была роль Ленского, где Собинов дал истинный эталон интерпретации этой партии. Характерную запись оставил певец в книге посетителей Дома-музея П. И. Чайковского в Клину:

Я имя скромное мое с твоим великим Игрой судьбы лишь Ленским навсегда
связал,
С тобой, весь мир объемлющим и многоликим!
Прости: я это с смелой гордостью
сказал.

Собинов был в числе тех деятелей искусства, кто отдал немало сил строительству молодой советской культуры. И недаром ему еще в 1923 году было присвоено почетное звание народного артиста Республики.
О передовых убеждениях великого артиста пишет в своих воспоминаниях известный советский певец С. Мигай: «Леонид Витальевич Собинов. У кого из людей моего поколения при этом имени не забьется радостно сердце! Все, кому лично довелось знать этого светлого и обаятельного человека, вспоминают его с чувством благодарности за те впечатления, которые вынесли от общения с ним.
Леонид Витальевич был прежде всего артист-гражданин, художник-патриот. Он никогда не отделял искусство от общественной жизни. На фотографии, подаренной другу и товарищу по работе — тенору А. Богдановичу, он написал: «Искусству и общественности надо служить одинаково и разумением и восхищением».
В письмах и записях Собинова есть немало страниц, рисующих замечательного русского певца как человека, живо откликавшегося на все события политической жизни страны.

.Тяжелые дни разгрома революции 1905 года. Разгул реакции. Собинов в то время был в Италии, на гастролях в Миланской опере. Но, живя вдали от Родины, он глубоко переживал грозные события, происходившие в России. Он был угнетен поражением революции, однако, твердо верил, что справедливость восторжествует. В письме его от 25 декабря 1906 года читаем: «Гроза прошла, и, конечно, надолго. К несчастью, она не принесла того очищения воздуха, ради которого жертвовали собою чистые, благородные люди, но все равно победа, одержанная правительством, такого сорта, что за нее долго придется давать отчет перед народной совестью.» И далее, там же: «Правительство одержало победу, это правда, но победу постыдную, которая все равно не спасет от кризиса, от краха. И это будет великий день отмщения! Я хотел бы его увидеть, хотел бы дожить до этого дня.»
Собинов не только дожил до «великого дня отмщения». Он стал пламенным поборником нового искусства горячо любимой им Родины. После Великой Октябрьской революции перед ним открылись широчайшие возможности творческой и общественной деятельности.
В 1919—1920 годах Леонид Витальевич работает на Украине. Он возглавляет Всеукраинский Комитет искусств. Много выступает в частях Красной Армии и Красного Флота. Поет в опере.

В 1921 году Собинов возвращается в Москву. Получает назначение на пост директора Большого театра; но, несмотря на перегруженность, по-прежнему с увлечением занимается и артистической деятельностью.
В этот период формируются его взгляды на развитие искусства в молодом Советском государстве. «Пролетариату, до сих пор занятому непрерывной борьбой на внешних и внутренних фронтах, еще предстоит задача пересмотреть все элементы мирового искусства во всех его достижениях, выбросить все ненужное, сомнительное и только на истинно художественном фундаменте сказать свое новое слово, построить новое, пролетарское, социалистическое искусство»,— говорил он (из речи Л. В. Собинова 18 июня 1921 года в Большом театре).

Значительны его мысли об отношении к труду: «Нет и не может быть плодотворной работы, если все трудящиеся не объединены общим чувством долга, сознанием общей ответственности. А этот долг, эта ответственность зовут свято соблюдать профессиональную дисциплину и твердо помнить, что уменье подчинить частные, отдельные интересы общему началу коллективности, есть верный залог успеха». Это чувство долга перед народом было в высокой степени присуще великому русскому артисту Леониду Витальевичу Собинову.
ПРОЧТИТЕ: А. Орфенов. Творческий путь Л. Собинова. М., 1965.

Календарь - В мире музыки - 1972г.