Календарь - В мире музыки - 1972г.

В.Барсова

Музыкальный календарь памятных дат
 

Мастера Большого театра
ВАЛЕРИЯ БАРСОВА

 

Естественно, что прежде всего школой мастерства для меня являлось общение с моими замечательными партнершами по лирическому репертуару. Первой из них и по хронологии, и по числу спетых вместе спектаклей была Валерия Владимировна Барсова. Ведь с ней я пел свой дебютный спектакль «Лакме».

Затем мы часто встречались с Валерией Владимировной в «Травиате», «Севильском цирюльнике». «Риголетто», «Снегурочке», «Ромео и Джульетте», «Богеме» (Барсова пела Мюзетту). Мне, пожалуй, не хватит слов, чтобы рассказать читателям об огромном вкладе Барсовой в наше оперное искусство. Валерия Владимировна владела всем, что необходимо было иметь певице ее ранга,— великолепным по тембру, сильным и звонким голосом полного диапазона, высоким певческим профессионализмом (как и Нежданова, Валерия Владимировна училась у Мазетти), редкой музыкальностью (она окончила консерваторию и как пианистка по классу А. Гольденвейзера), ярким сценическим темпераментом. Но главное, что определяло ее как художника своего времени,— это редкое чувство правды, своеобразие индивидуального облика.

Певица Барсова

В свои роли певица вносила столько собственной энергии, эмоциональной силы, что все ее образы были объединены яркой характерностью и жизнелюбием. Поэтому ее героини при всей исторической достоверности оказались связанными невидимыми нитями с характерами женщин наших дней. Вспомним ее Людмилу (в постановке 1937 года) — обаятельную, полную юного задора и нежного лиризма в первом акте и такую упорную, непримиримую, волевую в садах Черномора! Или ее Антониду в «Иване Сусанине». (кстати, впервые на советской сцене спетую Барсовой в 1939 году). Да вообще можно ли назвать спектакль Большого театра, в котором была бы партия ее амплуа и в котором бы она не пела! И здесь мне хочется отметить важную черту ее творческого облика, которая для меня имела огромное значение, — редкое, самозабвенное трудолюбие. Ну что, казалось, заставляло Барсову так работать при ее огромных возможностях и профессиональной культуре? И я снова убеждался, что только слабый профессионализм, неясные представления об искусстве, которому служишь, могут допустить, чтобы певец небрежно, легкомысленно относился к своему труду и сценическим обязанностям. Для подлинного артиста это абсолютно исключено. Валерия Владимировна была для всех нас, молодых певцов, ярчайшим примером строгой творческой дисциплины и придирчивого, самоконтроля. Она прекрасно сама понимала, что у нее получается хорошо, а что еще требует работы. И никогда не доверялась чужому мнению, если сама была чем-нибудь недовольна. Ее упорство, настойчивость в работе и поражали и восхищали. Со стороны казалось; у нее все замечательно звучит, дикция отработана совершенно, образ закончен, а смотришь — Валерию Владимировну все еще что-то не удовлетворяет, и она снова и снова возвращается к какой-нибудь фразе, на первый взгляд даже «проходной». Но прав не-писанный закон: для подлинного художника в искусстве нет ничего второстепенного, все важно, все должно быть совершенно. (Недаром Барсова на заре своей артистической юности готовила с В л. И. Немировичем-Данченко роль Клеретты в его постановке «Дочь мадам Анго», которую спела в Музыкальной студии Художественного театра почти сто раз, а затем работала с великим режиссером над партией Снегурочки для Большого театра).
Когда на премьере 22 июня 1941 года я увидел первый выход Барсовой — Джульетты, то был просто ошеломлен, — как она была изящна, молода, как горела юным энтузиазмом своей героини! Я знал, что за всем этим строгий режим, самоограничение, физическая культура и работа, работа, работа, и знал также, что моей Джульетте, как и всем нам, нелегко: ведь это был первый день войны.С. Лемешев

ПРОЧТИТЕ: Г. Поляновский. Барсова. М. — л., 1941.

Календарь - В мире музыки - 1972г.