Календарь - В мире музыки - 1972г.

Сопрано

Музыкальный календарь памятных дат
 

ЗОЯ ГАЙДАЙ

 

«Сколько я себя помню, вся моя жизнь связана с музыкой: я ведь родилась в семье дирижера хоровой капеллы. Сперва училась в музыкальной школе по классу фортепиано, а потом, когда поняла, что могу и хочу петь, меня направили в Киевский музыкально-драматический институт, а закончив его, я поступила в оперный театр. И мне особенно хочется подчеркнуть: как замечательно, что наш строй раскрывает талантливому молодому человеку прямой путь к достижению желаемого. Музыка, театр — мое дыхание.
И я несказанно благодарна, что вовремя заметили мое призвание, и наши советские люди—воспитатели, педагоги, зрители — помогли мне развить мои способности».

Этими словами самой Зои Гайдай, собственно, и исчерпывается, так сказать, внешняя канва ее биографии. Остальное — творческая жизнь на оперной сцене и концертной эстраде, в консерватории. Более 50 оперных партий создано ею в Киевском театре оперы и балета за долгие годы. Партий не только разнообразных по своему драматическому содержанию, но и по вокальной специфике. Благодаря удивительно широкому голосовому диапазону Гайдай с успехом обращалась к лирическим партиям (Антонида, Татьяна, Дездемона), к колоратурным (Снегурочка, Розина, Виолетта), к драматическим (Тамара, Галька). Великолепные актерские способности певицы с блеском раскрылись и в советском репертуаре. Гайдай — первая исполнительница на украинской сцене партий Натальи и Лушки («Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского), Любки в «Молодой гвардии» Ю. Мейтуса. Как близка была ей стихия родного украинского мелоса! Наталка-Полтавка в опере Лысенко, Оксана в «Запорожце за Дунаем» Гулак-Артемовского, Наймичка в одноименной опере Вериковского.

Певица Гайдай

Чтобы хоть в общих чертах представить себе облик замечательной артистки, обратимся к нескольким высказываниям выдающихся деятелей культуры. Композитор Ф. Козицкий писал певице: «Вы настоящий поэт, поэт проникновенный, умеющий все подчинить образу — и тембр, и интонацию, и мимику, и жест, умеющий правдиво, захватывающе раскрывать его». Дирижер А. Лазовский: «В ее облике привлекает исключительная сосредоточенность, умение тонко и чутко постигать сущность вокально-сценического искусства; чрезвычайная требовательность к себе и воля глубоко мыслящего художника придает искусству Гайдай художественную стройность и законченность». Чехословацкий ученый и общественный деятель Зд. Неедлы писал в 1937 году после премьеры «Проданной невесты» Сметаны: «Героиня оперы, деревенская девушка Маженка, в исполнении заслуженной артистки республики Гайдай очень хороша, и именно такая простая и сердечная, как мы ее представляем. Как она замечательно пела арию в третьем акте!»
Народная артистка СССР Зоя Гайдай была и одной из наших лучших камерных певиц. Еще в 1933 году она завоевала первую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и с тех пор вела интенсивную концертную деятельность и у нас в стране и за рубежом (США, Канада, Китай, Пакистан, Франция, Иран, Ирак).

«Лично мне, — заменила как-то Гайдай, — нравится завет моего педагога Е. А. Муравьевой, которая говорила: «Голова, сердце, голос». Этому принципу я следовала всю жизнь и с этой меркой подхожу к своим ученикам. Кому нужен голос, пусть самый красивый, но бесстрастный и холодный, не согретый дыханием сердца? Кому нужен голос, если им не руководит умная голова? Сила нашего искусства в его эмоциональном воздействии. Опера погибнет как жанр, если лишится этого свойства, а для этого нужны не просто певцы, для этого нужны актеры».
Именно таким было прекрасное искусство Зои Михайловны Гайдай, именно этими принципами руководствовалась она и в педагогике, являясь с 1947 года и до последних дней жизни профессором Киевской консерватории.

Календарь - В мире музыки - 1972г.