Календарь - В мире музыки - 1973г.

Д.Аракишвили

Музыкальный календарь памятных дат
 

ДМИТРИИ АРАКИШВИЛИ

 

Три славных имени стоят у истоков грузинской профессиональной музыки: Захарий Палиашвили, Мелитон Баланчивадзе, Дмитрий Аракишвили. Каждый из них внес свой вклад в создание искусства родного народа, навсегда вписал свое имя в летопись его становления и расцвета.

Аракишвили родился на Северном Кавказе, в бедной крестьянской семье. Страстная любовь к музыке привела его в конце концов в Москву, где ему удалось окончить музыкально-драматическое училище при Московском филармоническом обществе. В те годы завязывается дружба молодого музыканта с передовыми деятелями русской культуры — Танеевым, Римским-Корсаковым, Кастальским, Пятницким. Они оказали огромное влияние на формирование его взглядов и творческих принципов, навсегда определили и направление его деятельности, цель которой он видел в служении родному народу, и его любовь к великой русской культуре. Еще на рубеже нашего века Аракишвили, по поручению Музыкально-этнографической комиссии Московского университета участвует в экспедициях по родному краю, собирает, исследует и публикует сотни подлинных шедевров грузинского фольклора, пишет статьи о грузинской народной музыке, которые привлекли внимание общественности. По словам А. Мачавариани, он «был первым композитором-ученым, который начал широко и активно пропагандировать значение грузинского народного многоголосия. Аракишвили поднял богатейшие пласты фольклористики, исследуя народные песни, обобщил огромный опыт грузинской полифонии». Живя в Москве, Аракишвили также энергично участвует в создании Народной консерватории, ведет бесплатные классы для детей рабочих. Тогда же он сочиняет свои первые вокальные произведения и знаменательно, что многие из них — на тексты русских поэтов-классиков.
В 1914—1915 годах Аракишвили завершает монументальную историческую оперу «Шота Руставели», созданию которой он посвятил несколько лет вдохновенного труда. Но в условиях царизма он не мог и мечтать о ее сценическом воплощении: антрепренер тифлисской труппы потребовал с композитора залог в две тысячи рублей; месячный доход автора был в сорок раз меньше этой суммы.
Лишь в советское время развернулась во всей широте и многогранности кипучая творческая и общественная деятельность музыканта-патриота. По его инициативе в Тбилиси открывается вторая консерватория. Позже, после слияния двух высших учебных заведений в одну Государственную консерваторию, он становится ее профессором и некоторое время возглавляет ее. Союз композиторов Грузии избирает его своим первым председателем. Энтузиаст народного просвещения, Аракишвили выступает с лекциями, дирижирует оперными спектаклями и концертами, ведет интенсивную научную работу.

Историческим событием для грузинского музыкального театра стала в 1919 году премьера его оперы «Шота Руставели». Несмотря на недостатки либретто, опера вошла в золотой фонд национальной музыки благодаря своему патриотическому духу, глубокой эмоциональности, чудесным ариям и ансамблям, мастерски написанным танцевальным эпизодам. Позже увидела свет рампы его опера-сказка «Динара». Аракишвили стал также основоположником грузинской симфонии (ему принадлежат три симфонии), создал первое в национальной музыке программное симфоническое произведение «Гимн Ормузду». Но наиболее ценной частью наследия композитора остаются его романсы, в которых с особой полнотой раскрылся чудесный лирический дар художника. Такие жемчужины вокальной лирики, как «На холмах Грузии», «В тихую звездную ночь», «Завечереет», «Об аробной песне» и другие его романсы очаровывают слушателя строгой мелодической красотой, поэтичностью, ясностью и простотой выражения. Художником светлым, влюбленным в жизнь и воспевающим ее красоту выступает здесь Дмитрий Аракишвили.

Арам Хачатурян так определил место Дмитрия Аракишвили в истории грузинского искусства: «Дмитрий Аракишвили писал не много, гораздо меньше, чем пишут сейчас композиторы. Но значение его творчества огромно. Он был одним из тех, кому грузинская профессиональная музыка обязана своим существованием, своим развитием. В нем поражало чувство новизны, умение правильно ориентироваться в процессах, происходящих в нашем искусстве. Он отлично понимал задачи, которые стоят перед советской музыкой и, безусловно, во многом помогал своим воспитанникам—будущим композиторам, деятелям музыки, направлял их по правильному творческому пути. Он проникновенно воспел дивный солнечный край —Грузию, передал в своем творчестве ее красоту. А это под силу только истинному художнику».

Календарь - В мире музыки - 1973г.