Календарь - В мире музыки - 1973г.

 

Музыкальный календарь памятных дат
 

ВАСИЛИИ ЗОЛОТАРЕВ

 

Петербург, Москва, Ростов-на-Дону, Краснодар, Одесса, Киев, Свердловск, Минск — это перечень городов, в которых преподавал Василий Андреевич Золотарев, воспитавший здесь многих талантливых композиторов, один из тех художников, кто закладывал фундамент советской музыкальной культуры. Ученик Балакирева и Римского-Корсакова, он передавал их традиции новой музыкальной школе страны победившего социализма. В этот «фундамент» вошли и лучшие произведения самого Золотарева — оперы «Декабристы», «Ак-Гюль», балеты «Князь-озеро» и «Пламенные сердца», шесть симфоний, квартеты, хоры, романсы, песни.

О замечательном музыканте с благодарностью вспоминают многие композиторы. В дни 90-летия В. Золотарева один из его учеников К. Данькевич писал: «Это было в Одессе в 1924 году. Вспоминая своих товарищей по учебе в Одесской консерватории на композиторском факультете: Александра Завадского, Василия Смекалина, Юрия Фоменко, Марка Павермана, Исидора Зака, Александра Блохина, Владимира Гладштейна, Михаила Эйбера, Николая Чернятинского, Александра Василевича, я сразу же вспоминаю и то, с каким трепетным волнением ожидали мы встречи с нашим будущим руководителем Василием Андреевичем Золотаревым, которого пригласил тогдашний директор Одесской консерватории Григорий Арнольдович Столяров.

Мы были счастливы! Мы знали, что Василий Андреевич был одним из любимых учеников Николая Андреевича Римского-Корсакова.
На первом же занятии мы сердцами почувствовали, что наш учитель откроет нам дороги в заповедные дали большого искусства, которому мы были готовы посвятить наши жизни. С какой любовью, терпением раскрывал он перед нами классические основы гармонии, полифонии, всего комплекса композиторского «зодчества».

Как в своем творчестве, так и в работе со своими студентами Золотарев решительно отстаивал чистоту идей реализма и народности. А ведь в те годы влияние буржуазного модернизма сказывалось на творчестве ряда молодых композиторов и музыковедов. Я вспоминаю, с какой железной логикой доказательств Василий Андреевич убеждал их отказаться от подобных экспериментов, ибо, как говорил он, они неизбежно приведут к разрыву с животворными традициями, созданными Глинкой, Чайковским, деятелями «Могучей кучки».
И вместе с тем Василий Андреевич энергично боролся с проявлениями пассивного подражательства, анемичным копированием классических образцов. Он всегда резко пресекал примитивное, иждивенческое отношение к народно-песенному творчеству.
Живя и работая на Украине, сперва в Одесской, а потом в Киевской консерватории, Василий Андреевич пытливо изучал украинский песенный фольклор, горячо полюбил бессмертную поэзию Тараса Шевченко и Ивана Франко. В эти годы он создал ряд замечательных произведений, обогативших украинскую музыку. В содружестве с корифеем украинской советской музыки Львом Николаевичем Ревуцким и незабвенным Виктором Степановичем Косенко он внес ценный вклад в создание оригинального педагогического репертуара. В эти годы в Киеве он написал свое известное учебное пособие «Фуга».
Наряду с интенсивной творческой и педагогической работой Василий Андреевич принимал активное участие в музыкально-общественной жизни Украины.
Белорусские композиторы рассказывали мне о том, как много сделал Золотарев для белорусской советской музыкальной культуры в период своей жизни в Минске, как любовно воспитывал он в Минской консерватории целую плеяду молодых национальных композиторов.

Вот почему мы с полным правом можем сказать, что великие гуманистические идей советского патриотизма и пролетарского интернационализма вдохновляли Василия Андреевича в его неустанном творческом подвиге.»
До глубокой старости В. А. Золотарев сохранял бесценный дар творческого горения, отдавал себя целиком служению искусству.
ПРОЧТИТЕ: В. Золотарев. Воспоминания. М., 1957; С. Нисневич. В. А. Золотарев. М., 1964.

Календарь - В мире музыки - 1973г.