Календарь - В мире музыки - 1973г.

 

Музыкальный календарь памятных дат
 

МАКС РЕГЕР

 

На рубеже нашего столетия, когда в музыкальное искусство стали проникать всевозможные модернистские теории и течения, в разных странах Европы выдвинулись музыканты, своим личным творчеством и примером демонстрировавшие верность классическому наследию, как бы доказавшие его непреходящую ценность для творцов новой музыки. Был среди таких музыкантов и Макс Регер — композитор, органист, педагог, дирижер, облик которого в известной степени сродни — при всем различии индивидуальностей—нашему русскому Танееву или работавшему во Франции бельгийцу Сезару Франку.

Место и роль Макса Регера в развитии современной музыки еще не определены и не оценены в полной мере. Модернисты всех мастей пытались «присвоить» себе Регера, насильно записать его в свой лагерь, выдать отдельные новаторские приемы, впервые им примененные, за главное и единственное содержание его творчества. Но время и концертная практика, живое восприятие музыки Регера любителями искусства убеждают в обратном: именно здоровый классический фундамент его творчества стал основой и его подлинного новаторства и высоких достижений.

Этот фундамент был заложен еще в юные годы. Первые уроки музыки Регер получил от отца, затем занимался под руководством органиста А. Линдера в Вене (много лет спустя педагог стал автором первой монографии о композиторе); совершенствование музыканта завершилось в Берлине, у известного теоретика и историка Г. Римана. В Германии проходила и педагогическая деятельность Регера— он вел классы в Висбаденской и Лейпцигской консерваториях, преподавал и в других городах. Помимо этого, Регер активно выступал как органист, дирижер, гастролировал в разных странах. В 1906 году он успешно концертировал в России. Одно время Регер даже возглавлял Мейнингенский симфонический оркестр, но слабое здоровье помешало его артистической карьере. В 1915 году музыкант вынужден был отойти от активной концертной и педагогической работы.
Регер был человеком исключительной энергии, широкой эрудиции, разностороннего таланта. Всю свою жизнь он провел в неустанной борьбе с противниками, не понимавшими и не принимавшими его музыки и его творческих воззрений. При этом, в полемическом задоре, он нередко допускал крайности, высказывал спорные, даже парадоксальные взгляды; так, он резко выступал против вагнеристов, но не менее остро критиковал и приверженцев музыки Брамса, с которым его связывала немалая творческая близость. Все это мешало Регеру при жизни добиться достойного признания.

Композитор Регер

Главная ценность наследия Регера — в его композиторском творчестве, включающем множество произведений самых различных жанров. Верность традициям сочетается в них с неуемным новаторством, страстью к эксперименту и поискам, особенно в области гармонии и контрапункта — поискам сознательным, рассчитанным и целенаправленным, художественно всегда оправданным. Его произведения изобилуют неожиданными и смелыми модуляциями, обильным применением хроматизмов, сложной полифонией. Но в них всегда присутствует стремление к выразительности, к широте концепций, они никогда не бывают продиктованы сухим расчетом. «В огромном регеровском наследии, — пишет музыковед И. Мартынов, — наиболее значительны и интересны крупные произведения для органа, фортепиано, а также оркестровые вариации. В них увлекает масштабность конструктивных построений, эмоциональность, часто достигающая почти экспрессионистической напряженности, смелость фантазии. Тяга к грандиозному сочетается у композитора с лирическими устремлениями, приобретающими нередко простодушно-романтический характер».

Творческий облик Регера весьма разносторонен. В органной, вокально-инструментальной и оркестровой музыке он выступает как композитор эпико-драматического склада. Черты монументальности присущи его крупным произведениям: вокально-симфоническому «Сотому псалому», для хора, оркестра и органа, «Симфонической фантазии и фуге», оркестровым вариациям на темы Гиллера и Моцарта, Концерту в старинном стиле; они отчетливо проявляются и в его многочисленных фантазиях, фугах и других сочинениях для органа. Один из величайших органистов своего времени, Регер уделял органной музыке особенно много внимания, ибо она как бы олицетворяла для него связь со здоровым искусством далекого прошлого — эпохи барокко. С другой стороны, в некоторых оркестровых сочинениях— Симфониетте, симфонических поэмах и увертюрах, а особенно в камерных ансамблях, фортепианных и вокальных миниатюрах, Регер предстает и тонким лириком, и мастером виртуозного концертного стиля. Это, в частности, принесло популярность его инструментальным концертам.

После смерти Регера его творчество долгое время находилось в тени. Но за последние десятилетия музыка этого своеобразного и яркого композитора все чаще находит дорогу к слушателям.

Календарь - В мире музыки - 1973г.