Календарь - В мире музыки - 1973г.

 

Музыкальный календарь памятных дат
 

ДЖУДИТТА ПАСТА

 

 

Мир признал Джудитту Пасту первой драматической певицей своего времени. Были и в первой половине прошлого века артистки, превосходившие Пасту по своим вокальным данным, но она сумела открыть новую страницу в истории музыкально-сценического искусства, в лучших своих творческих свершениях достигнув редкого вокально-драматического единства. Как мы бы сказали сейчас, это была настоящая певица-актриса. Недаром великий актер Тальма, встретившись с Пастой в Париже, сказал ей: «Мадам, вы осуществили мою мечту, мой идеал. Вы обладаете секретами, которые я настойчиво и беспрерывно ищу с начала своей театральной карьеры, с тех пор, как считаю способность трогать сердца — высшей целью искусства». Да, именно эта способность была сильнейшей стороной творчества великой итальянской певицы.

Ее артистическая карьера развивалась неравномерно. Неустанно работая над совершенствованием своего голоса, Паста добилась успеха в начале 20-х годов. Триумфально проходят ее выступления на сценах итальянских городов и особенно в Париже и Лондоне. К числу наиболее ярких достижений певицы относятся партии Танкреда и Семирамиды в одноименной опере Россини, Дездемоны в его же опере «Отелло», Медеи («Медея» Керубини), Ромео в «Ромео и Джульетте» Цингарелли. В дальнейшем она стала непревзойденной исполнительницей партий Нормы и Амины в операх «Норма» и «Сомнамбула» Беллини, а также Анны Болейн в одноименной опере Доницетти.

После некоторого перерыва Паста в 1840 году вернулась на сцену. Этот этап ее творческой биографии прежде всего связан с Россией. Концерты и спектакли с ее участием проходили в Петербурге и Москве. Время наложило отпечаток на качество голоса Пасты, однако русские слушатели могли в полной мере оценить ее драматический талант. «Певица и актриса слились в одно, всякая нота ожила в действии, всякий звук запылал драматической страстью»; «Паста и голосом, и действием, и методою представляет нам цвет драматического пения Италии»; «Анна Болейн — торжество Пасты как певицы, так и актрисы, а сцена сумасшествия утверждает за Пастою название великой драматической артистки»,—таковы были отзывы прессы.

Будучи в России Паста познакомилась с глинкинским «Иваном Сусаниным» и высоко оценила это гениальное произведение. Сам композитор вспоминал позднее в своих «Записках»: «Когда Петрова начала петь «Ах, не мне, бедному», сопровождаемое, как известно 4 виолончелями и контрабасом, Паста, обращаясь ко мне, сказала: «Как хорошо плачут эти виолончели».
В последний раз певица вышла на сцену в 1850 году, когда приехала в Лондон с одной из своих учениц. Даже и тогда Паста продолжала пленять слушателей выразительностью своего пения. Словом, голос всегда оставался для артистки инструментом, с помощью которого она раскрывала глубокие человеческие переживания. И это никого не оставляло равнодушным. Стендаль, взыскательный ценитель вокального искусства, именно в искренности и простоте видел основное достоинство великой итальянки: «Покидая представление с участием Пасты, мы, потрясенные, не могли вспомнить ничего другого, исполненного такой же глубины чувства, каким пленила нас певица. Тщетны были попытки постараться дать ясный отчет о впечатлении, таком сильном и таком необыкновенном. Трудно сказать сразу, в чем секрет ее воздействия на публику. В тембре голоса Пасты нет ничего необычайного; дело даже не в его особенной подвижности и редком объеме; единственное, чем она восхищает и завораживает — это простотой пения, идущего от сердца, увлекающего и трогающего в двойной мере даже тех зрителей, которые за всю жизнь плакали только из-за денег или орденов».

Календарь - В мире музыки - 1973г.