Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

В. А. ВЛАСОВ

 

Огромный вклад внес в строительство советской музыкальной культуры Владимир Александрович Власов — композитор, общественный деятель, критик. Вся его жизнь связана с музыкой. «Мне кажется, — говорит сам Власов,— что музыкантом, композитором меня сделали не только (а скорее всего — не столько) школа, консерватория, сколько мое «пребывание» в мире музыки с самых ранних лет. Мать моя была пианисткой. Музыка в нашем доме звучала с утра до вечера. Отец работал врачом в Большом театре, это давало мне возможность часто посещать спектакли. На скрипке начал учиться очень рано. В восьмилетнем возрасте уже выступал в открытом концерте — в зале Синодального училища. Впоследствии, будучи уже скрипачом-профессионалом и дирижером симфонического оркестра, в течение почти пятнадцати лет я проиграл огромный репертуар классической и современной музыки.

Сочинять музыку я стал, главным образом, потому, что всю жизнь слушал, исполнял сам первоклассную музыку, всю жизнь общался с великолепными музыкантами. Это общение и теперь вдохновляет меня к творчеству. Работа в Московской филармонии помогла мне установить близкие отношения с С. С. Прокофьевым, Н. Я. Мясковским и другими замечательными нашими современниками, которым я бесконечно благодарен, так как им обязан лучшим, что есть в моей музыке.
И, наконец, композитором меня сделало народное музыкальное творчество, которое я полюбил, изучал. Оно будило в моей душе художника, воспитало чувство прекрасного».

Вместе с тем, Власов прошел и отличную профессиональную школу. В Московской консерватории он занимался по скрипке у А. И. Ямпольского, а по композиции у Г. Л. Катуара и Н. С. Жиляева. Кроме того, молодой музыкант брал уроки дирижирования у Н. Голованова. Вскоре после окончания консерватории Власов вступил в плодотворный творческий контакт с В. Фере. Их сроднила жажда кипучей деятельности, энтузиазм, стремление к открытию новых путей в искусстве. Это стремление привело композиторский дуэт в Киргизию, куда они отправились в 1936 году для подготовки Декады киргизского искусства в Москве.
В далекой среднеазиатской республике им пришлось «вскапывать» настоящую музыкальную целину. И если сегодня Киргизия стала краем развитой музыкальной культуры, то первоочередная заслуга в этом принадлежит Власову и Фере. Они создали первый националь ный балет «Анар», а совместно с А. Малдыбаевым первую киргизскую оперу «Айчурек» и Государственный гимн республики. Украшением довоенных декадных выступлений посланцев Киргизии в Москве стала опера «Аджал ордуна». Да и вообще произведения талантливого содружества стали фундаментом репертуара национального музыкального театра (оперы «Сын народа», «На берегах Иссык-Куля», «Манас», «Токтогул», балет «Весна в Ала-Тоо» и другие).

Киргизская тематика легла и в основу симфонических поэм Власова «Акын поет о Ленине», «Токтогул», Первого квартета, множества камерных сочинений. К числу высших достижений композитора относится балет «Асель» по повести Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке», поставленный на сцене Большого театра. Характерно, что с годами менялось отношение Власова к использованию фольклорного материала: «Свыше тридцати лет назад я познакомился с Киргизией, с ее народом, природой, неисчерпаемыми художественными богатствами. Народное музыкальное искусство дало мне возможность создать ряд сочинений, в основу которых легли подлинные киргизские мелодии. В последующих моих работах национальная музыка, киргизские попевки служили лишь основой для создания оригинальной музыки, гармонически, ритмически и интонационно близкой музыкальному фольклору. В балете «Асель», сочиненном для Большого театра СССР, я отказался от какого-либо цитирования народного мелоса. Судьбы героев чудесной повести Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке», психологическая проникновенность в самые глубины их эмоционального строя, наконец, гражданский пафос повести выводят ее далеко за национальные пределы. Недаром произведения Айтматова переведены на тридцать пять языков. В музыке я стремился передать романтику, лирику, мужественность — всю сложность айтматовских героев».
Глубокий интерес к жизни современной Киргизии отнюдь не исчерпывает многогранную палитру творческих устремлений Власова. В числе его произведений песня-кантата «К Ленину» на стихи А. Суркова, балет «Сотворение Евы» (по рисункам французского художника Ж. Эффеля), комическая опера «Ведьма» (по Чехову; совместно с В. Фере), симфоническая сюита «Читая Тагора», «Словацкая рапсодия», квартеты. Романсы Власова на стихи Пушкина, Дельвига, Баратынского, советских поэтов входят в репертуар многих вокалистов. Пользуются известностью и инструментальные пьесы композитора; его Импровизация для виолончели была обязательным произведением в программе II Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

Календарь - В мире музыки - 1973г.