70 лет со дня рождения советского композитора Юрия Сергеевича Милютина

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

ЮРИЙ МИЛЮТИН

 

Более четырех десятилетий продолжалась кипучая композиторская деятельность Юрия Милютина. Его творческий путь начался еще в середине 20-х годов, когда молодой музыкант, студент Московского областного музыкального техникума, воспитанник таких прославленных мастеров, как С. Василенко и А. В. Александров, дебютировал в Московском театре сатиры музыкой к гоголевской «Ночи перед Рождеством». По воле судьбы спектаклем дирижировал другой молодой музыкант Исаак Дунаевский, восторженно оценивший музыку и предсказавший ее автору блестящее будущее. Пророчество это сбылось, и знаменательно, что в дальнейшем пути двух мастеров советской музыки шли в одном и том же направлении. Оба они, и Дунаевский, и его младший коллега Милютин, посвятили свое вдохновение двум жанрам — оперетте и песне, и внесли в их развитие неоценимый вклад.

Сегодня трудно установить, чему Милютин отдавал предпочтение. Для определенных выводов не дает оснований ни интенсивность его творчества, равно проявлявшаяся в обеих сферах, ни популярность созданных им произведений. Действительно, нет в нашей стране такого театра музыкальной комедии, на афишах которого и сейчас, спустя несколько лет после смерти композитора, нельзя было бы прочесть названия его популярных оперетт — «Трембита», «Девичий переполох», «Беспокойное счастье», «Поцелуй Чаниты», «Цирк зажигает огни», «Анютины глазки», наконец, «Тихое семейство», увидевшее свет рампы уже после смерти автора. И точно так же трудно найти любителя музыки, который не знал бы лучших песен Юрия Милютина. Первые из них пришли к нам еще до войны, часто с киноэкрана, с театральной сцены; тогда страна услышала и запела «Гибель Чапаева», «Чайку». В годы великой битвы композитор писал песни для воинов героической Советской Армии, которые становились их первыми слушателями: тогда возникли «Песня-марш 173 стрелковой дивизии», «Возле города Кронштадта», «Голубой конверт», «Спор о генералах». А в послевоенные годы одна за другой завоевывают признание лирические песни «Ленинские горы», «Провожают гармониста», «Сирень-черемуха», «Ходят тучи», патриотические — «Мы в коммунизме будем жить» и «Когда солдаты спят».

При жизни композитора произведения его сразу же находили пудъ к сердцам слушателей. Объяснялось это просто: как ни различны в основе своей жанры оперетты и песни, Милютин неизменно умел насытить их широким мелодическим дыханием, свежестью чувств, искренностью. Все это делало его произведения созвучными нашей эпохе, все это помогает им оставаться с нами и после смерти композитора.
Не только советский слушатель любит и знает музыку Милютина: он был одним из тех, кто принес нашей оперетте широкое международное признание. Его веселые, жизнеутверждающие музыкальные комедии шли и идут во многих странах разных континентов — даже в далекой Новой Зеландии. Повсюду их оценивали как подлинно новаторские произведения, как новое слово в развитии этого любимого тысячами людей жанра. Что же касается песен Милютина, то и их популярность давно перешагнула границы нашей родины. Вот что пишет один из коллег композитора, Оскар Фельцман: «Я вспоминаю одну из своих зарубежных поездок. Было это в Финляндии. Вечер. Освещенные улицы города -чужие лица, чужая речь. И вдруг песня. Группа молодых финнов в студенческих фуражках поет на незнакомом языке что-то очень знакомое. Прислушался. Да ведь это «Ленинские горы!» Значит и сюда, в далекую северную страну долетела эта песня Ю. Милютина, столь популярная у советских слушателей.»
Так служит людям искусство Юрия Милютина, воспевающее высокие помыслы и прекрасные дела советских людей.

Календарь - В мире музыки - 1973г.