40 лет со дня открытия Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

ПЕРВЫЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ

 

Это творческое соревнование стало первым широким смотром молодой советской исполнительской школы. В то же время здесь подводились итоги плодотворной работы музыкально-педагогических сил во всех крупных центрах страны: участники были выявлены в результате отборочных прослушиваний в областях и республиках.
Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей был учрежден Народным Комиссариатом просвещения в ознаменование 15-летия Советской власти. В мае 1933 года в Москву съехались молодые пианисты, скрипачи, виолончелисты, певцы. 103 музыканта выступили перед авторитетным жюри.

Лауреатами стали молодые артисты, впоследствии занявшие прочное положение на нашей концертной эстраде. Наиболее ярким открытием конкурса стал победитель соревнования пианистов шестнадцатилетний Эмиль Гилельс, приехавший в Москву из Одессы. Этот конкурс открыл широкий артистический путь и для таких отличных музыкантов, как пианисты А. Иохелес, В. Разумовская, П. Серебряков, Т. Гутман, скрипачи Б. Фишман и С. Фурер, виолончелисты Г. Цомык и С. Кнушевицкий, певцы Е. Кругликова, 3. Гайдай, Бюль-Бюль, С. Хромченко. Этих молодых исполнителей воспитали наши замечательные педагоги, которые по праву разделили успех своих учеников, — А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Г. Нейгауз, Л. Николаев, С. Фейнберг, А. Ямпольский, Л. Цейтлин, П. Столярский, С. Козолупов, Б. Рейнгбальд, К. Дорлиак, 3. Лодий и другие.

Конкурс 1933 года пользовался широким вниманием общественности. Оценивая его итоги, нарком по просвещению А. С. Бубнов писал: ««Только в условиях творческого подъема и энтузиазма, которым охвачен Союз ССР, возможен расцвет целого поколения выдающихся музыкантов, высокое мастерство которых столь ярко обнаружилось на всесоюзном конкурсе. Конкурс явился отражением громадного социалистического роста нашей страны за последние годы, развернувшегося в условиях гигантского укрепления пролетарского государства на основе завоеваний Великой Октябрьской революции. Художественное мастерство и музыкально-вокальные способности молодых музыкантов, воспитавшихся в советских художественных учебных заведениях, свидетельствуют о крупнейших достижениях нашей музыкальной молодежи и являются залогом того, что это советское поколение музыкантов сумеет художественное мастерство сделать орудием строительства коммунизма».

С тех пор прошло 40 лет, и теперь мы с особенным основанием можем утверждать, что Первый конкурс сыграл важнейшую роль в расцвете нашей исполнительской культуры. Как справедливо отмечал тогда композитор М. Ипполитов-Иванов, «конкурс всколыхнул нашу музыкальную ниву, показав, какой богатый запас кадров обеспечивает нам нашу музыкальную будущность». Будущность, действительно, оказалась в верных руках. Победители наших довоенных конкурсов, выехав вскоре на международные соревнования, доказали, что советское исполнительское творчество занимает передовые позиции. Все эти победы стали возможны благодаря исключительному вниманию и поддержке Советского государства, благодаря практическому осуществлению Ленинского лозунга «Искусство принадлежит народу».
ПРОЧТИТЕ: Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем. М., 1966.

Календарь - В мире музыки - 1973г.