50 лет со дня гибели русского революционного деятеля Вацлава Вацлавовича Воровского

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

ВАЦЛАВ ВОРОВСКИЙ

 

Пламенные бойцы ленинской революционной гвардии были людьми огромных знаний и разносторонней культуры Среди них — Вацлав Вацлавович Воровский. Этот профессиональный революционер все свои силы отдал борьбе за построение нового мира. Еще в 1903 году он вступил в ряды РСДРП, прошел суровую школу подполья, в самые тяжкие времена оставался верен большевистским идеалам. А после победы Великой Октябрьской социалистической революции стал выдающимся политическим деятелем молодого государства рабочих и крестьян, одним из первых советских дипломатов. Белогвардейская пуля оборвала его жизнь, когда он представлял республику Советов на Лозаннской конференции.

Воровский не был музыкантом ни по профессии, ни по образованию. В юности он учился на физико-математическом факультете Московского университета и в Московском высшем техническом училище, а вскоре с головой ушел в революционную борьбу. И тем не менее Воровский часто выступал в печати по вопросам литературы и искусства, в том числе и музыки. Мало того, яркий публицистический талант позволял ему умело переплетать эстетические проблемы с насущными потребностями демократического движения в России. Именно так звучал, например, его фельетон, написанный в 1905 году, где вагнеровская оперная легенда о летучем голландце сопоставляется с героическим подвигом броненосца «Потемкин».

В одесских газетах 1907—1910 годов мы особенно часто встречаем заметки Воровского о различных явлениях художественной жизни. Под ними стоят различные подписи —П. Орловский, Фавн, Мухомор, Черномор, Профан, Кентавр и другие. Так выглядела легальная деятельность Воровского. Но именно в эти годы он возглавлял в Одессе большевистское подполье. По мере возможности, даже в цензурных тисках, выдающийся революционер и на страницах печати отстаивал демократические взгляды на искусство. С едким сарказмом критиковал он доморощенных декадентов, далеких от подлинного творчества, утверждал незыблемые ценности реалистического искусства.

При каждом удобном случае Воровский развивает мысль о необходимости сделать завоевания культуры доступными для широких народных масс. Именно в этом заключается основной пафос его большой статьи «Музыка для всех». Как смело звучали в ту пору его слова: «Дело музыкального воспитания — не дело благотворительности, это чисто культурная задача, задача поднятия и облагорожения громадного большинства общества, а тем самым и всего общества». Как программное партийное заявление звучат строки из той же статьи: «Нужно перестать смотреть на музыку, как на «благородное» развлечение, предназначенное самой судьбой в утешение «благородным», сиречь, имущим классам. Нужно перестать смотреть на народную массу, как на низшие существа, коим недоступно понимание таких утонченных переживаний, как музыкальные. Нужно выйти из застоявшегося болота музыкальной кружковщины с взаимным обожанием, нужно выйти на широкое поле действительно общественной деятельности».
Все эти идеи смогли осуществиться лишь после пролетарской революции, делу которой все свои силы отдал Вацлав Воровский. И не только как революционер-практик, но и как талантливый литератор. Недаром В. И. Ленин считал Воровского одним из «главных писателей большевиков».

Календарь - В мире музыки - 1973г.