100 лет со дня первого исполнения музыки П. Чайковского к весенней сказке А. Островского «Снегурочка»

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА

 

Чудесная сказка А. Н. Островского «Снегурочка» вызвала к жизни замечательные страницы музыки Чайковского и Римского-Корсакова. Опера Римского-Корсакова на этот сюжет до сих пор с успехом идет на сценах музыкальных театров. Не менее выразительные характеристики получили герои великого драматурга и в чарующих мелодиях Чайковского, хотя задача последнего была значительно скромнее и сводилась к созданию музыкального сопровождения драматического спектакля.

Рождением музыки Чайковского мы обязаны почти случайному стечению обстоятельств. Малый театр, «Дом Островского», как его стали позднее называть, в начале 1873 года закрылся на ремонт. Тогда спектакли его драматической труппы чередовались на сцене Большого театра с оперными и балетными представлениями. Кому-то пришла в голову счастливая мысль организовать постановку, в которой могли бы сразу принять участие все три труппы. К осуществлению этой идеи был привлечен Островский, который и остановился на поэтическом сюжете народных сказок о Снегурочке. Драматург, в свою очередь, подсказал мысль заказать музыку к будущему спектаклю Петру Ильичу Чайковскому. Музыка сочинялась настолько быстро, что драматург порой отставал от композитора. Во всяком случае партитура была завершена даже несколько раньше, чем пьеса. В своих Воспоминаниях Н. Д. Кашкин пишет: «Очень хорошим временем в жизни П. И. Чайковского были те три недели, когда он писал музыку к «Снегурочке» Островского. Весна уже наступила, а ее приближение всегда вызывало в Петре Ильиче восторженное, поэтическое настроение; он восхищался именно русской весной, когда природа просыпается от долгого, мертвенного сна зимы и все кругом меняет свой вид, иногда в несколько дней. Весна в 1873 году, кажется, была довольно ранняя, так что сочинение музыки к «весенней сказке» совпало с наступлением самой весны. Петр Ильич работал с необыкновенным увлечением, а так как приходилось очень спешить, то, вопреки своему обычаю, он занимался даже по вечерам, и таким образом в три недели успел написать объемистую партитуру, продолжая в то же время с неукоснительною аккуратностью давать свои консерваторские уроки; если принять в соображение, что уроков этих было 27 часов в неделю, то быстрота, с какой написано это сочинение, покажется почти невероятной».

Чайковский создал развернутую музыкальную картину, не просто иллюстрирующую драматическое действие, но раскрывающую дух сказки Островского. В музыке чередуются сольные, хоровые и инструментальные номера. Из персонажей пьесы особенно рельефно обрисован ее главный герой — пастух Лель. Обрядовые сцены, танцевальные эпизоды, картины природы — все это нашло впечатляющее отражение в музыке Чайковского. Вслед за Островским композитор глубоко постиг народную сущность сказочного материала. Многие номера партитуры представляют собой обработку подлинных народных песен, заимствованных Чайковским из сборника В. П. Прокунина. Да и остальные оригинальные эпизоды выдержаны в народном духе. Вся музыка пронизана светлым мироощущением, чувством преклонения перед живительной силой природы. «Мне кажется, — писал композитор, — что в этой музыке должно быть заметно радостное весеннее настроение, которым я был тогда проникнут».

Музыка Чайковского была восторженно встречена в день первого спектакля, который шел в бенефис замечательного актера В. И. Живокини (он исполнял роль Бермяты). Да и остальные роли играли прекрасные русские артисты —Г. Н. Федотова (Снегурочка), М. Н. Ермолова (Весна), Н. А. Никулина (Купава), И. В. Самарин (Берендей) и певцы Е. П. Кадмина (Лель), А. М. Додонов (Мороз). Неменьший успех имели впоследствии и концертные исполнения «Снегурочки» Чайковского.

Календарь - В мире музыки - 1973г.