70 лет со дня рождения советского композитора Арама Ильича Хачатуряна

Календарь - В мире музыки - 1973г.

А.Хачатурян

Музыкальный календарь памятных дат
 

МУЗЫКА СВЕТА И РАДОСТИ

 

 «Когда я думаю о творчестве Хачатуряна, передо мной встает образ могучего, прекрасного дерева, мощными корнями глубоко ушедшего в родную землю, впитавшего лучшие соки ее. В красоте его плодов и листьев, величавой кроны живет сила земли. В творчестве Хачатуряна воплощены лучшие чувства и мысли родного народа, его глубочайший интернационализм». Как верны эти слова Мартироса Сарьяна!

Искусство народа — вот что питает творчество композитора жизненными соками. Его музыка народна в самом высоком смысле слова. «Близость к земле» придает ей значительность, страстную эмоциональность и превращает национальные завоевания в интернациональное достояние.
На народной почве возросли многие особенности хачатуряновского стиля. Одна из них — свобода и непринужденность музыкальной речи. Большинство его сочинений кажутся сделанными на едином дыхании. Дар импровизации, роднящий талант Хачатуряна с искусством армянских ашугов, свободно слагающих свои песни, соединен тут с логической стройностью и ясностью пропорций.
От народа у Хачатуряна — безграничная щедрость эмоций, богатство фантазии, смелость и, конечно, могучий темперамент. Эмоциональный строй его сочинений всегда напряжен. Их нельзя слушать равнодушно. Но пылкое сердце художника находится в союзе с тонким умом проницательного мастера, умеющего взвесить и выверить каждую деталь.
В студенческие годы Хачатурян создал свои первые произведения, прозвучавшие с концертной эстрады. Итогом его исканий явилась дипломная работа воспитанника Московской консерватории — Первая симфония. Проникнутая народным мелосом, полная юношеской свежести, она привлекает широтой замысла и оптимистическим пафосом. Впервые в национальной армянской музыке появилось столь монументальное симфоническое произведение.

Прошли многие годы. Талант композитора расцвел пышным цветом. И самые смелые прогнозы учителей кажутся теперь чересчур скромными. Чем же стал для нас Хачатурян сегодня, чем дорог он каждому, кто хоть раз вкусил от плодов его музыки? Вероятно, каждый мог бы ответить на этот вопрос по-своему. Однако все сошлись бы в одном: вместе с музыкой Хачатуряна в людей вливаются какие-то животворные соки, словно этот чудесный композитор владеет таинственным эликсиром молодости. Так велика мощь его оптимистического мироощущения.
О сочинениях Арама Хачатуряна написано бесконечно много—от коротких восторженных рецензий до объемистых научных исследований. Да вы и сами, очевидно, не раз слышали многие произведения выдающегося мастера.
Если первая из его симфоний покоряет красочностью пейзажных и жанровых картин, яркой конкретностью образов, а главное, солнечностью своего мировосприятия, то вторая, с поразительной быстротой написанная в годы войны, — быть может, самое драматичное из того, что создано Хачатуряном. Она вошла в историю под названием «Симфония с колоколом». Ее музыка проникнута высоким гуманизмом, верой в идеалы справедливости. Это настоящая героико-трагическая эпопея о борьбе людей и величии подвига. К 30-й годовщине Великого Октября Хачатурян создал Третью симфонию — «Симфонию-поэму». Это музыкальный рассказ о победе и торжестве советского народа, произведение, полное праздничного ликования.

. Кто не знает знаменитой триады инструментальных концертов Хачатуряна?! Они вошли в репертуар десятков виднейших исполнителей. Фортепианный концерт. Своеобразная симфония для рояля с оркестром, в которой мелодическое богатство Востока соединилось с виртуозным блеском, пленительной свежестью гармоний и непосредственностью высказывания. Скрипичный концерт. Сверкающий поток его захватывает неудержимой стремительностью, воздушной легкостью, кипит и искрится, как горная река. Виолончельный концерт. Поэтичная, проникновенная лирика, словно озаренная лунным светом, почти вокальная в своей певучести. А позднее Хачатурян вновь вернулся к этому жанру, создав триаду концертов-рапсодий для скрипки, виолончели и фортепиано, которая принесла ему в 1971 году Государственную премию. Как всегда, Хачатурян органично и глубоко творчески претворяет фольклорные богатства, демонстрируя великолепный пример современного подхода к использованию завоеваний народного искусства. Виртуозная изобретательность сочетается здесь с мелодической выразительностью, полнокровностью в выражении чувства. Композитор находит для воплощения своих музыкальных идей оригинальные и впечатляющие оркестровые краски. Как и инструментальная триада 30—40-х годов, цикл концертов-рапсодий — значительный вклад Хачатуряна в современный исполнительский репертуар.


Балеты Хачатуряна. Целая эпоха в хореографии XX века. Танцевальная стихия, пронизывающая все его творчество, вырывается здесь на широкий простор. «Гаянэ» — хореографическая поэма о величии народа, о его труде и любви, о его счастье. А другой балет — «Спартак» — принес Хачатуряну высшую награду, Ленинскую премию. История под пером композитора зазвучала в такт сердцам современников. Он достиг того, о чем мечтал: «Сейчас, когда многие угнетенные народы мира развертывают борьбу за свое освобождение и национальную независимость, бессмертный о С раз Спартака приобретает для меня особое обаяние. И сочиняя музыку балета, стремясь мысленно постигнуть атмосферу Древнего Рима, воссоздать картину далекого исторического прошлого, я ощущал всегда духовную близость Спартака нашей эпохе, нашей борьбе против всяческой тирании». Вот почему эта хореографическая трагедия так волнует слушателей и зрителей.

У Арама Хачатуряна не бывает «проходных» сочинений. Даже мелкие его инструментальные пьесы или вокальные миниатюры привлекают внимание исполнителей, прочно остаются в репертуаре. Так было и с фортепианной Токкатой, и с песней «Сад мой любимый», и с романсом Нины из музыки к лермонтовскому «Маскараду». Это лишь наудачу взятые примеры. Можно было бы привести десятки других. Какими крупными событиями нашей музыкальной жизни стали премьеры «Оды памяти Ленина», «Торжественной поэмы», «Оды радости», «Трех концертных арий», Сонаты для фортепиано.
Неотъемлемой частью творческой деятельности Хачатуряна является постоянная работа над музыкой к драматическим спектаклям. Он умеет создать колоритную музыкальную ткань, тесно связанную с драматургическим материалом, отличающуюся яркой театральностью. И в то же время полнокровная жизнь хачатуряновской музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам продолжается и тогда, когда зрители забывают о ее сценическом или кинематографическом первоисточнике. Вспомните хотя бы сюиты из «Маскарада» с изумительным вальсом, из «Валенсианской вдовы», фрагменты из музыки к шекспировским «Отелло» и «Макбету».

Так бывает везде: овации сопровождают музыку Хачатуряна, которую исполняют лучшие артисты мира. Особенно горячи аплодисменты, когда за дирижерским пультом стоит сам автор. Слушая его прекрасную музыку, мы невольно вспоминаем слова Хачатуряна: «Я понимаю композитора как творческую личность, как сына своего народа, человека своей эпохи, которой есть что сказать и которая знает как сказать». И музыкальное слово Арама Хачатуряна находит отзвук в сердцах миллионов, ибо оно зовет людей к свету и радости.

Календарь - В мире музыки - 1973г.