70 лет со дня рождения советского дирижера Евгения Александровича Мравинского

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ

 

Было время, и не столь уж далекое, когда на наших концертных эстрадах властвовали иностранные дирижеры. Сегодня у нас в стране есть своя крепкая дирижерская школа. Теперь уже зарубежные слушатели с восторгом приветствуют советские симфонические оркестры, руководимые нашими мастерами дирижерского искусства. И бесспорным лидером новой дирижерской школы вот уже на протяжении нескольких десятилетий по справедливости считается народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Евгений Александрович Мравинский. Именно с его именем связан решающий этап в расцвете нашей оркестровой культуры.

Талант молодого музыканта был замечен еще в начале 30-х годов. После окончания Ленинградской консерватории, где он учился дирижированию у Н. Малько и А. Гаука, Мравинский несколько лет работает в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Его самостоятельный дебют здесь состоялся 20 сентября 1932 года. Он дирижировал балетом Чайковского «Спящая красавица»; главную роль исполняла Галина Уланова. И в дальнейшем центральное место в театральном репертуаре Мравинского принадлежало балетным постановкам. Собственно, он лишь однажды выступил в оперном жанре — под его управлением шла «Мазепа» Чайковского. Словом, к середине 30-х годов ленинградские любители музыки уже были достаточно хорошо знакомы с именем Мравинского.

Но настоящее признание пришло к нему лишь после Всесоюзного конкурса дирижеров 1938 года. Всю программу этого соревнования Мравинский провел на самом высоком уровне. Однако исполнение Пятой симфонии Д. Шостаковича, пожалуй, окончательно решило судьбу первой премии. В работе над этим произведением особенно рельефно проявились сильные стороны дарования дирижера. «Должен сознаться,— писал композитор, — что сначала меня несколько испугал метод Мравинского. Мне показалось, что он слишком много копается в мелочах, слишком много внимания уделяется частностям, и мне показалось, что это повредит общему плану, общему замыслу. О каждом такте, о каждой мысли Мравинский учинял мне подлинный допрос, требуя от меня ответа на все возникавшие у него сомнения. Но уже на пятый день совместной работы я понял, что такой метод является безусловно правильным. Я стал серьезнее относиться к своей работе, наблюдая, как серьезно работает Мравинский. Я понял, что дирижер не должен петь подобно соловью. Талант должен прежде всего сочетаться с долгой и кропотливой работой».

За прошедшее время Мравинский добился мирового признания, но метод его работы, беспощадная требовательность к себе и оркестрантам не изменились. И сейчас, включая в программы произведения, казалось бы, до последней степени изученные им и оркестром, он вновь и вновь репетирует «до седьмого пота», оттачивая все нюансы, находя новые, более совершенные решения. Такой стиль работы способствовал творческому росту не только самого дирижера, но и заслуженного коллектива республики симфонического оркестра Ленинградской филармонии, который Мравинский возглавляет с 1938 года. Именно под его руководством ленинградский коллектив стал одним из лучших симфонических оркестров мира, завоевал международное признание. Недаром среди восторженных зарубежных откликов встречаются и такие:. «Мравинский — великий учитель оркестра, который научил музыкантов чувствовать себя единым ансамблем»; «Многолетняя систематическая воспитательная работа Мравинского привела к тому, что из многообразия одаренных музыкантов был создан единый и единственный в своем роде инструмент».

Дирижер Мравинский

Под управлением Мравинского прозвучало множество произведений. Его репертуар, обогащавшийся год за годом, включает в себя музыку разных стран и народов. Любители музыки и специалисты хорошо знакомы с его глубокими интерпретациями творений Моцарта и Глинки, Бетховена и Бородина, Берлиоза и Глазунова, Брамса и Скрябина Малера и Лядова. Очень многое сделал дирижер и в области пропаганды советской музыки. Наконец, под его управлением звучали многие лучшие образцы зарубежной музыки XX века.
И все-таки в этом безграничном море есть «острова», к которым Мравинский обращает особенно пристальный творческий взор. Такими «островами», в первую очередь, можно, пожалуй, назвать симфонии Чайковского и Шостаковича. С удивительным совершенством »и строгой сдержанностью раскрывает он страстный драматизм музыки великого русского композитора. К высшим достижениям современной исполнительской культуры следует отнести прочтения Мравинским партитур Шостаковича, который доверил ему первое исполнение Пятой, Шестой, Восьмой (посвященной дирижеру;), Девятой и Десятой симфоний, оратории «Песнь о лесах». Музыковед В. Богданов-Березовский справедливо подчеркивает, что «свой индивидуальный стиль исполнения, для которого характерны тесное слияние эмоционального и интеллектуального начал, темпераментность повествования и уравновешенная логика общего исполнительского плана, выработался у Мравинского прежде всего в исполнении советских произведений ».

Любой симфонический вечер Мравинского вызывает огромный интерес аудитории, будь то в родном Ленинграде или другом культурном центре. Для самого Мравинского каждый концерт — премьера, но такое ощущение испытывают и слушатели, вновь и вновь наслаждаясь музыкой, которая звучит для них в исполнении этого выдающегося мастера советского искусства.

Календарь - В мире музыки - 1973г.