60 лет со дня рождения советского композитора Тихона Николаевича Хренникова

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Т.Хренников

Музыкальный календарь памятных дат
 

ЩЕДРОСТЬ ДУШИ И ТАЛАНТА

 

Вот уже несколько десятилетий творчество Тихона Николаевича Хренникова составляет неотъемлемую часть советской и мировой музыкальной культуры. Многие еще помнят, как в середине 30-х годов в нашу музыку влился новый молодой талант. И влившись, не затерялся в музыкальном потоке, но ускорил его бег, нашел в нем свое русло. С тех пор миллионы слушателей полюбили его искусство, полюбили за оптимизм и лиричность, лучезарную ясность и мелодическое богатство.
Сегодня оперы, симфонии, инструментальные концерты Тихона Хренникова звучат повсюду, завоевывая признание все более широкой аудитории и все большего круга исполнителей. Произведения его знают и любят в Болгарии и США, Англии и Италии, Чехословакии и Франции, ГДР и Японии. Партитуры хренниковских сочинений лежали на пультах лучших мировых дирижеров — Л. Стоковского и Ж. Себастьяна, Г. Адлера и Ш. Мюнша, Ю. Орманди и В. Ферреро, Г. Рождественского и К. Кондрашина. Летят по миру и задушевные лирические песни композитора, волнуя и согревая людей.

В чем же притягательная сила творчества Хренникова? В безупречном мастерстве? В неиссякаемом мелодическом даре? В эмоциональной непосредственности? Спору нет, все эти качества присущи ему в огромной степени. Но присутствует в его музыке черта, которую не взвесишь ни на каких весах, не смеряешь никакой меркой. Есть в Хренникове — и в композиторе и в человеке — какая-то удивительная сердечность. Его музыка умеет открыть перед каждым большие мысли и глубокие чувства, разговаривая, как с другом, простым и понятным языком. Происходит это потому, что сам характер художника заставляет его идти к людям, жить их думами и мечтами, помогать им жить и мечтать. На этих путях к людям — все его творчество, на перекрестках современности — лучшее, что им создано. Не потому ли так жизненны, так правдивы темы и сюжеты его произведений? Не потому ли музыкальная атмосфера его музыки насыщена дыханием современности?

Велик и разнообразен вклад композитора в сокровищницу советского искусства. Обращение художника к любому жанру приносит слушателям яркие впечатления. Опера, симфония, инструментальный концерт, музыкальная комедия, музыка к кинофильмам и спектаклям, песня, произведения для детей — всюду сказал композитор свое весомое слово. Но черты, о которых мы говорили, роднят все эти, столь непохожие его творения. Вслушаемся хотя бы в его симфонические произведения, на первый взгляд лишенные конкретной программности. Первая симфония. Как не узнать в ее светлых, жизнерадостных тонах бодрой поступи молодой Страны Советов, как не уловить в ее напевном Адажио и волевом финале отзвуков наших песен той поры — поры нашей молодости!
В грозном 1943 году прозвучала впервые Вторая симфония Хренникова. Музыка ее несла в себе сгусток энергии, неколебимую уверенность в победе добра и справедливости. Вот почему и сегодня симфония тоже звучит с прежней силой и постоянно включается в концертные программы.
Неоценимы заслуги Хренникова перед советским музыкальным театром. Его первая опера — «В бурю» — по справедливости признана одним из тех завоеваний, которые составляют фундамент нашего оперного искусства. События гражданской войны, судьбы русского крестьянства, его поиски и прозрения, нашли здесь глубокое истолкование. И снова в музыке мы ощущаем как бы кусок самой жизни, со всей ее будничностью и вместе с тем красочностью, драматизмом и народным юмором, правдой чувств. В живом столкновении страстей открывал композитор благодарный материал, создавал неповторимые характеры, выявлял динамику человеческих отношений в горниле революционных битв. Много лет спустя композитор снова обратился к революционной теме. Он писал тогда: «Я знал, что создание оперы по книге «Мать»—дело очень трудное. Ведь М. Горький рассказывает в ней не только о судьбах отдельных героев, но и об историческом отрезке времени, о думах и чаяниях народа, о пробуждении сознания народных масс, о борьбе с самодержавием. Все эти темы должны быть художественно воплощены в опере». И Хренников блестяще справился с поставленной задачей, создав произведение, насыщенное революционным пафосом, пронизанное стихией революционной песни.

«В бурю» и «Мать» — большие народно-героические музыкальные драмы. Но театр наш знает и другого Хренникова — веселого, смеющегося, иронизирующего. С легкой улыбкой ведет он рассказ о своих комических персонажах в опере «Безродный зять» — увлекательном повествовании о похождениях обнищавшего дворянина. Но и при обращении к сюжетам из далекого прошлого (в данном случае дело происходит в XVII веке) музыка Хренникова не покрывается архаической «пылью» стилизации. Она пленяет остроумием, лиризмом, рельефностью жанровых характеристик, темпераментом, наконец, удивительно сочным ощущением колорита времени.

За последние годы композитор особенно плодотворно работает в области музыкального театра, работает как настоящий новатор, отметающий всякие штампы, неустанно ищущий скрытые ресурсы для обновления этой сферы театрального искусства. Впрочем, тяготение к этой области творчества проявилось явственно уже давно — с первых шагов его творческого пути. Быть может, далеко не все любители музыки знают, что столь хорошо знакомые и любимые сегодня слушателем песни из музыки Хренникова к спектаклям «Много шума из ничего» Шекспира, «Дон-Кихот» Булгакова, (по Сервантесу), «Давным-давно» Гладкова написаны уже более тридцати лет назад. А популярность их не увядает, как и популярность хренниковской музыки к фильмам «Свинарка и пастух», «Поезд идет на Восток», «В шесть часов вечера после войны», «Верные друзья». Более того, с музыкой Хренникова эти произведения кино и драматургии воспринимаются уже не просто как пьесы или фильмы, но как полноценные, талантливые музыкальные комедии и музыкальные фильмы. И вместе с опереттой «Сто чертей и одна девушка» и музыкальной хроникой «Белая ночь» эти произведения открывают новую важную страницу в развитии «веселого- жанра». С успехом поставлены комическая опера «Много шума из-за. сердец», произведения для детей — опера «Мальчик-великан» и балет «Наш двор».

Лучшие черты таланта Хренникова раскрываются и в его инструментальных концертах — еще одном излюбленном жанре композитора. Первый из этих концертов, написанный двадцатилетним студентом консерватории, сразу же завоевал сердца слушателей своей сверкающей, радостной, увлекательно-задорной музыкой. Скрипичный и виолончельный концерты создавались много лет спустя. Но в них — все та же лирическая напевность, тот же молодой задор, энергия. Эмоциональная яркость и непосредственность переживаний не стерлись от времени; зато прочнее стало мастерство, жизненным и творческим опытом обогатился взгляд композитора на мир, на своих современников— тех, кому отдает он весь жар души. И вслед за первым фортепианным концертом его младшие собратья, в том числе и, недавно созданный второй фортепианный концерт, сразу же вошли в репертуар лучших исполнителей, постоянно звучат в наших и зарубежных концертных залах. Но, пожалуй, самые горячие аплодисменты вспыхивают в этих залах все же тогда, когда сам автор исполняет свои фортепианные концерты, — слушатели по достоинству оценивают не только великолепную музыку, но и блестящее пианистическое мастерство Тихона Хренникова.

О Тихоне Хренникове написаны книги, очерки, статьи. Весь его жизненный и творческий путь являет собой удивительный пример беззаветного и последовательного служения народу, служения родному искусству. В его биографии, как в капле воды, отразились те огромные возможности, которые открыла Советская власть перед талантливыми людьми из народа, и вместе с тем, в ней с особой рельефностью проявились черты художника нового типа — советского художника-коммуниста, музыканта и гражданина, активного строителя новой жизни. Композитор, артист, педагог, государственный и общественный деятель слились в нем воедино. Да, все эти грани его кипучей деятельности неразделимы, они обогащают друг друга, позволяя личности художника и человека раскрываться со всей щедростью— щедростью души и таланта.

Календарь - В мире музыки - 1973г.