60 лет со дня рождения советского композитора Реваза Кондратьевича Габичвадзе

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

РЕВАЗ ГАБИЧВАДЗЕ

 

 «Какое счастье для художника быть выразителем чувств и дум своего народа, его идеалов, чаяний, воспевать бессмертие его души. Верное понимание своего долга перед родной страной, умение чутко и остро ощущать биение пульса времени, быть на уровне высоких требований современности — не в этом ли большой смысл жизни художника?» Этим своим словам грузинский композитор Ре-ваз Габичвадзе стремится быть верным всю творческую жизнь.

В 15 лет он создал свое первое сочинение. Это была песня на собственный текст. Да и в дальнейшем Габичвадзе не расставался с песенным жанром. Многие образцы этого жанра/принадлежащие его перу, завоевали в Грузии очень широкую популярность. Мало того, именно Габичвадзе явился создателем первого в республике Государственного эстрадного оркестра.
Однако и в молодости, будучи студентом Тбилисской консерватории по классу композиции И. Туския, обучаясь затем в аспирантуре под руководством П. Рязанова и Б. Арапова, он вовсе и не помышлял стать песенником. Одно за другим Габичвадзе создает значительные сочинения в симфоническом, вокально-инструментальном и камерном жанрах: ораторию «Витязь в тигровой шкуре», симфоническую поэму «Воспитатель» по Акакию Церетели, виолончельный и скрипичный концерты, струнные квартеты, романсы. Еще в конце 40-х годов композитор написал v оперу «Нана» по пьесе А. Арбузова «Таня», а позднее еще раз выступил в этом жанре с оперой «Мы, матери мира».

Так что жанровый диапазон творчества Габичвадзе весьма широк. Однако главные достижения композитора связаны с инструментальной музыкой. Большой успех принесли ему квартеты, но особенное признание завоевали симфонические произведения, созданные уже в 60-е годы — Симфония для струнных, фортепиано и литавр, а также Камерная симфония для девяти инструментов. Эти сочинения звучали не только у нас в стране, но и за рубежом, везде получая высокую оценку. Так, в концерте, состоявшемся во Франкфурте-на-Майне, Симфония для струнных, фортепиано и литавр «выдержала» соседство в одной программе с Шестой симфонией Чайковского и Первым фортепианным концертом Прокофьева. Вот один из отзывов: «Симфония Габичвадзе находилась в центре внимания не только благодаря первому исполнению и присутствию автора, но прежде всего из-за своеобразного, очень выразительного музыкального языка. По желанию публики профессору Габичвадзе пришлось пять раз подниматься на эстраду, что при исполнении современной музыки и сдержанности франкфуртской публики — событие крайне редкое». Такой же восторженный прием ожидал музыку Габичвадзе в Париже, Будапеште, Праге, Берлине, Дрездене.

Напряженную композиторскую деятельность Реваз Габичвадзе успешно сочетает с плодотворной педагогической работой в Тбилисской консерватории. «Искренне любящий молодежь, стремящийся щедро отдать ей свои знания, — говорит Т. Хренников, — он снискал большое уважение учеников. Мягкий, доброжелательный, очень скромный человек, Реваз Габичвадзе — достойный пример для новых поколений грузинских композиторов».

Календарь - В мире музыки - 1973г.