60 лет со дня рождения советского композитора Реваза Кондратьевича Габичвадзе

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

ИМЕНИ БЕТХОВЕНА

 

В Московской консерватории шел экзамен по композиции. Молодой композитор Василий Ширинский представил комиссии свой Первый струнный квартет. Автор был скрипачом. Он попросил друзей-музыкантов по студенческой скамье быть его партнерами в исполнении нового произведения. Так июньский день 1923 года стал днем рождения прославленного впоследствии ансамбля. К В. Ширинскому присоединились Дмитрий Цыганов (первая скрипка), альтист Вадим Борисовский и виолончелист Сергей Ширинский. Осенью того же 1923 года состоялось первое публичное выступление Квартета Московской консерватории, вместе с К. Н. Игумновым исполнившего фортепианный квартет Брамса. А вскоре этот коллектив занял ведущее положение в концертной жизни Москвы.
В одной из рецензий 40-х годов можно было прочесть такие строки: «Отличная слаженность их ансамбля — результат двадцатилетней работы в одном неизменном составе (факт почти беспрецедентный в истории квартетов)». Но состав этого содружества оставался тем же и еще более двадцати лет! Только после смерти В. Ширинского его место занял молодой скрипач Н. Забавников, а в последние годы жизни В. Борисовский уступил пульт своему ученику Ф. Дружинину.

Можно сказать, что бетховенцы были пионерами советского ансамблевого исполнительства. Они познакомили слушателей разных поколений с массой произведений. Их репертуарный диапазон уже в первые годы простирался от Корелли до Хиндемита. В содержательных программах ансамбля звучали сочинения Моцарта, Гайдна, Шуберта, Шумана, Брамса, Грига, Франка. Однако если говорить о классике, то наибольшее внимание уделялось тогда квартетам Бетховена—этим непревзойденным образцам камерного ансамбля. Не один раз музыканты выступали на концертной эстраде с исполнением в течение одного сезона всех квартетов великого композитора. Решение такой задачи под силу лишь артистам самого высокого класса, и московский квартет по праву носит с 1931 года имя Бетховена.

Каждый год приносил бетховенцам новые завоевания. Определяя специфические особенности ансамбля, критик С. Шлифштейн писал: «Неустанная работа над расширением концертного репертуара, живое творческое соприкосновение с новой музыкой выработали в квартете ту уверенность и объективность в подходе к музыкальному материалу, которая составляет, как мне кажется, самую сильную сторону их исполнительского искусства. Именно эта объективность трактовки, за которой всегда ощущаешь большой артистический опыт и художественную зрелость, позволяет бетховенцам с одинаковой степенью убедительности воспроизводить замыслы композиторов, принадлежащих к самым разным творческим направлениям».

Действительно, с неменьшим успехом бетховенцы вот уже на протяжении многих десятилетий интерпретируют русскую классическую музыку. Конечно, они исполняли практически все знаменитые произведения этого жанра. Однако этим дело не ограничивается. Непрерывные поиски артистов привели к открытию и возрождению на эстраде многих незаслуженно забытых произведений. Здесь можно упомянуть юношеский квартет Глинки, первую часть юношеского квартета Чайковского, два струнных трио, юношеский квартет, фортепианный квинтет и секстет Бородина, «Русскую прелюдию» Одоевского, камерные ансамбли Алябьева, Танеева, Рахманинова.
Трудно переоценить роль квартета в становлении и развитии советского музыкального творчества. Посвящение бетховенцам мы найдем на многих произведениях Р. Глиэра, А. Гедике, Н. Мясковского, В. Шебалина, Д. Кабалевского, Ан. Александрова, М. Вайнберга. «Расцвет нашей камерной музыки, — подчеркивал Д.Шостакович, — в значительной мере является заслугой квартета имени Бетховена. Пламенные пропагандисты советского камерного творчества, они побывали во многих местах нашей Родины, насаждая любовь к камерной музыке в самых широких кругах нашего народа. Высокое артистическое мастерство, энтузиазм в пропаганде советской музыки вдохновляли многих и многих композиторов всех поколений для написания новых камерных произведений, первым исполнителем которых неизменно являлся квартет имени Бетховена». Одним из таких композиторов является и сам Дмитрий Шостакович. Все его квартеты (за исключением Первого) были представлены слушателям именно бетховенцами. Недаром Д. Цыганов как-то заметил, что квартет с одинаковым основанием мог бы носить имя выдающегося советского композитора, который посвятил первым исполнителям Третий квартет, памяти В. Ширинского — Одиннадцатый, Д. Цыганову—Двенадцатый, В. Борисовскому— Тринадцатый. «Не могу не упомянуть о том огромном удовлетворении, которое доставляло мне их исполнение моих сочинений, — говорит Д. Шостакович. — Квартет имени Бетховена исполняет все мои камерные произведения. Его участники всегда внимательно выслушивали все мои пожелания и претворяли их в жизнь со свойственным им умением, настойчивостью и талантом».

На протяжении полувека концертная жизнь Москвы набирала силы, обогащалась все новыми и новыми заметными музыкальными явлениями. Но всегда настоящей культурной гордостью столицы оставался квартет имени Бетховена — один из лучших камерных ансамблей современности.

Календарь - В мире музыки - 1973г.