70 лет со дня рождения советского дирижера Евгения Семеновича Микеладзе

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

ЕВГЕНИИ МИКЕЛАДЗЕ

 

Среди тех, кто в огромной мере способствовал расцвету музыкальной культуры Советской Грузии, почетное место принадлежит дирижеру Евгению, Семеновичу Микеладзе. Это был на редкость самобытный и яркий талант. За несколько лет самостоятельной работы он сумел поставить такое количество оперных произведений, какое иному дирижеру хватило бы на пару десятилетий. Именно с помощью Микеладзе оперный театр в Тбилиси сделал резкий скачок в своем художественном развитии. Да и симфонический оркестр столицы Грузии, выступая под руководством талантливого мастера, неизмеримо поднял свой исполнительский уровень. По сути дела, этот коллектив сложился в первоклассный оркестр благодаря энергичным усилиям Микеладзе.  И все это за несколько лет! Пройдя отличную школу оркестровой игры в тбилисских коллективах, Микеладзе поступил в Ленинградскую консерваторию. Здесь его педагогами были Н. Малько и А. Гаук. Еще в студенческие годы ему удалось продемонстрировать свои силы в разных дирижерских сферах: в консерваторской оперной студии под его управлением идет «Царская невеста», а в Москве он дирижирует на вечере по случаю 10-летия Советской власти в Грузии.

В 1930 году Микеладзе приступает к работе в Тбилисском театре оперы и балета. Сперва он был дирижером труппы, а в 1933 году стал художественным руководителем театра. Для грузинских любителей оперной музыки это были поистине золотые годы. Репертуарная афиша обновлялась с удивительной интенсивностью. Вслед за «Кармен» под управлением Микеладзе здесь шли многие шедевры русской и зарубежной классики — «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Царская невеста», «Дон Паскуале», «Отел-ло», «Аида», «Трубадур», «Самсон и Да лила», «Фауст», «Тоска». К этому следует прибавить блестящие постановки опер 3. Палиашвили «Абесалом и Этери» и «Даиси», осуществленные дирижером к Декаде грузинского искусства в Москве. Под его руководством весь театр работал с каким-то особым воодушевлением. «У Микеладзе, — пишет музыковед Г. Тактакишвили,— все было подчинено музыкальной идее произведения, музыкальной драматургии, музыкальному образу. Однако, работая над оперой, он никогда не замыкался только в музыке, а вникал и в сценическую сторону, в поведение актера». К словам того же Г. Тактакишвили можно обратиться и для характеристики Микеладзе как концертного дирижера: «Свободный, предельно четкий взмах, пластичные движения, выразительность всей его стройной, подтянутой и гибкой фигуры приковывали внимание слушателей и помогали понять то, что он хотел передать». Он часто выступал на эстраде не только в Тбилиси, но также Москве, Ленинграде и других городах страны. Наряду с классикой, Микеладзе постоянно включал в свои программы произведения грузинских композиторов—3. Палиашвили, Д. Аракишвили, Г. Киладзе, Ш. Тактакишвили, И. Туския.

При всем этом Микеладзе успевал вести дирижерский класс в Тбилисской консерватории, руководил здесь студенческим оркестром. Словом, всюду Евгений Семенович Микеладзе осуществлял свой девиз —«Радость творчества и радость подготовки новых сил в искусстве».
ПРОЧТИТЕ: Г. Тактакишвили. Евгений Микеладзе. Тбилиси, 1963.

Календарь - В мире музыки - 1973г.