Победители IV конкурса имени Чайковского

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Международный конкурс имени Чайковского

Музыкальный календарь памятных дат
 

ВЛАДИМИР КРАЙНЕВ

 

Фортепианная школа профессора Московской консерватории Генриха Нейгауза по справедливости славится во всем мире. Достаточно назвать имена таких ее представителей, как Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Яков Зак, Анатолий Ведерников, Евгений Малинии — имена, знакомые любителям музыки повсюду. Несколько лет назад этот блестящий перечень пополнило имя еще одного воспитанника нейгаузовской школы, сумевшего продолжить ее исполнительские традиции. Это был Владимир Крайнев— победитель нескольких крупных международных конкурсов. Пианист как бы символизирует преемственность нейгаузовской школы: начав заниматься в консерватории у самого Генриха Нейгауза, он завершил здесь аспирантуру под руководством его сына, Станислава Нейгауза, принявшего из рук отца наследие педагога.

Владимир Крайнев родился в семье врачей и в раннем детстве проявил незаурядную музыкальную одаренность. С шести лет он начал учиться в Харьковской музыкальной школе, а уже два-три года спустя выступал с симфоническим оркестром, исполняя концерты Гайдна и Бетховена.

После окончания школы Крайнев переехал в Москву и поступил в класс профессора Нейгауза. Он жадно впитывает знания, совершенствует мастерство, стремится расширить свой кругозор, слушая выступления выдающихся музыкантов. Все это определило в конце концов широту музыкальной натуры Крайнева, его богатую эрудицию, его артистическую разносторонность: интерес не только к своему инструменту, но и к самым различным сферам музыки. Он охотно играет дуэты со скрипачами, аккомпанирует вокалистам, участвует в камерных ансамблях — трио, квартетах, квинтетах.

Сезон 1963/64 года стал важным этапом в биографии молодого артиста. Одну за другой он завоёвывает две высокие награды на крупных международных конкурсах — в Лидсе, где ему присуждается вторая премия, и в Лисабоне, где он становится бесспорным победителем. Перед Крайневым открываются двери лучших концертных залов мира. С его искусством знакомятся слушатели большинства крупных городов Советского Союза и европейских культурных центров: Лондона и Берлина, Брюсселя и Парижа, Праги и Будапешта. Интенсивность его артистической деятельности огромна— иной раз до 15—18 концертов в месяц. Среди его партнеров по выступлениям с оркестрами—Рождественский и Светланов, Булез и Джулини, другие выдающиеся дирижеры.
Вместе с тем Крайнев успевает и дальше совершенствоваться, расширять свой репертуар, обогащать его все новыми и новыми пластами музыки. Наряду с классикой его особенно привлекают современные авторы; сродни артисту жизнерадостное, полное энергии и динамики творчество Прокофьева и Бар-тока. И наряду с этим он продолжает выступать и в камерных ансамблях, и прежде всего в сонатных вечерах со своей неизменной партнершей виолончелисткой Карине Георгиан.
В 1970 году пианист с блеском подтвердил свою высокую репутацию, завоевав в труднейшей борьбе победу еще в одном, пожалуй, самом ответственном соревновании — конкурсе имени Чайковского в Москве. Победа эта, закрепив его прежние достижения, стала для Крайнева вместе с тем отправной точкой на пути к новым творческим высотам. Это подтвердили последовавшие за ней концерты талантливого артиста в СССР и успешное турне по городам США, где его горячо встречали тысячи слушателей.

Календарь - В мире музыки - 1973г.