Победители IV конкурса имени Чайковского

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Международный конкурс имени Чайковского

Музыкальный календарь памятных дат
 

ГИДОН КРЕМЕР

 

К моменту IV конкурса имени Чайковского этому молодому скрипачу исполнилось только 23 года. Однако если бы музыкантам присваивали спортивные звания, то Кремер давно оказался бы в числе гроссмейстеров. Уже тогда список его «турнирных» успехов выглядел весьма убедительно: третья премия в Брюсселе, вторая в Монреале, первая в Генуе. К этому можно прибавить победы на Республиканском конкурсе в Латвии и Межреспубликанском конкурсе в Прибалтике, которые были завоеваны совсем в юные годы. И вот в 1970 году он вновь соперничает с первоклассными скрипачами, приехавшими в Москву. Соперничает и завоевывает первую премию.

— Моя судьба была решена в какой-то степени еще до моего рождения. У меня в семье все музыканты, даже не просто музыканты, а скрипачи. И я должен был поддержать эту традицию. Скрипку я взял в руки, когда мне было четыре с половиной года. Сначала занятия в родной Риге шли под руководством отца, и к моменту поступления в школу я уже играл первую часть соль-мажорного концерта Вивальди. Словом, воспоминания о детстве связаны у меня с бесконечными занятиями. Впрочем, меня вполне утешает сознание необходимости подобного рода режима для музыканта. Если говорить о ранних музыкальных впечатлениях вне дома, то мне вспоминается первый выход в театр—это была опера «Кармен», которую я страстно любил. И может быть, не случайно, что одна из моих удач школьного периода связана с труднейшей в скрипичном отношении Фантазией на темы оперы «Кармен».
Успехами в школе Кремер обязан своему опытному педагогу Владимиру Андреевичу Стурестепу, который подготовил юношу к поступлению в Московскую консерваторию. Здесь формирование творческой личности скрипача проходило под благотворным воздействием Давида Федоровича Ойстраха и его ассистента П. А. Бондаренко. С каждым годом оттачивалось мастерство молодого артиста, расширялся его репертуар. Наряду с произведениями отечественной и зарубежной классики, Кремер все чаще обращается к современной музыке.

— Я вообще люблю, как говорится, не заигранные произведения, люблю музыку, интерпретаторские трактовки которой еще не до конца устоялись.
Так, с участием Кремера впервые в нашей стране была исполнена Серенада для струнных, ударных и солирующей скрипки Л. Бернстайна. В концертные программы молодого артиста входят и сочинения советских композиторов — Прокофьева, Шостаковича, Р. Щедрина, Н. Ракова, В. Салманова, Л. Пригожина и других.
Вскоре пришли первые успехи на международных конкурсах, началась концертная деятельность: но особенно широкие горизонты открыла для Гидона Кремера победа на московском соревновании, где он завоевал искренние симпатии и членов жюри, и любителей музыки.

Календарь - В мире музыки - 1973г.