70 лет со дня рождения итальянского пианиста и дирижера Карло Цекки

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

КАРЛО ЦЕККИ

 

Если вам придется беседовать о Карло Цекки с любителем музыки, который посещал Большой зал Московской консерватории еще в 20-е годы, он наверняка вспомнит колоссальный успех итальянского пианиста у нашей аудитории, его блестящее мастерство и виртуозность, покоряющее- обаяние, красочность звуковой палитры. Но те, кто пришел в концертные залы в послевоенные годы, встретились с Цекки уже совсем в другом качестве — перед ними выступал первоклассный мастер дирижерского искусства.
Да, так уж сложилась артистическая судьба талантливого итальянского музыканта. Пройдя великолепную школу под руководством Ф. Баярди, Ф. Бузони и А. Шнабеля, он вскоре завоевал европейскую известность. Однако в 1938 году его триумфальная пианистическая карьера неожиданно оборвалась. Причины такого поворота событий до сих пор окончательно не ясны. Так или иначе, но в течение трех лет имя Цекки никто не видел на концертных афишах. Но, как выяснилось, он не терял времени даром. Тридцатипятилетний прославленный артист снова сел за «музыкальную парту»: он брал уроки дирижирования у Г. Мюнха и А. Гуарнери. А в 1941 году Цекки впервые встал за дирижерский пульт.

Надо сказать, что ему не понадобилось много времени, чтобы еще раз «взобраться» по лестнице славы. Во всяком случае перед москвичами (после двадцатилетнего перерыва) выступил в 1949 году уже признанный дирижер. И в почерке знакомого незнакомца наши любители музыки узнали прежнего Цекки — темпераментного, изящного, певучего, обладающего неотразимой силой воздействия на аудиторию. Как писал советский дирижер Н. Аносов, «способность Цекки-пианиста с огромной убедительностью доносить свой замысел до слушателей не только сохранилась, но и возросла в Цекки-дирижере. Его творческий облик отличается душевным здоровьем, ярким, цельным мироощущением».

Особенно рельефно все эти черты Цекки проступают в интерпретации музыки старинных итальянских композиторов — Корелли, Джеминиани, Вивальди; к числу «коронных» номеров его репертуара относятся также оперные увертюры Россини и Верди. Артист охотно дирижирует и произведениями современных композиторов своей родины —В. Мортари, И. Пиццетти, Д. Ф. Малипьеро и других. Именами соотечественников, естественно, не ограничивается репертуарный диапазон дирижера. Оркестры под его управлением часто играют сочинения венских классиков, прежде всего Моцарта.

Цекки любит выступать перед советской аудиторией. Начиная с 1949 года, он много раз бывал в Москве. Его концерты с нашими оркестрами всегда имеют огромный успех. А однажды он, как говорится, «тряхнул стариной» и сел за рояль, чтобы выступить в сонатном дуэте с нашим прославленным виолончелистом Даниилом Шафраном. И тогда мы имели возможность убедиться, что «старая любовь не ржавеет».

Календарь - В мире музыки - 1973г.