Календарь - В мире музыки - 1973г.

А.Глазунов
Музыкальный календарь памятных дат
 

«РАЙМОНДА»

 

В области балетной музыки Глазунов был прямым наследником и продолжателем заветов Чайковского. Путь реализма в балете, открытый великим композитором в «Лебедином озере» и других его шедеврах, оказался плодотворным и принес новые завоевания прежде всего в творчестве Глазунова.

В 1895 году директор императорских театров И. А. Всеволожский получил от весьма посредственной писательницы Л. Пашковой сценарий балета «Раймонда». Его незамысловатый сюжет относится к рыцарским временам. Эта литературная основа была очень слабой и в дальнейшем подвергалась неоднократным доработкам и переделкам. К ней прикладывали руку и Всеволожский, и первый постановщик Мариус Петипа. Однако преодолеть недостатки исходного материала так и не удалось. Известный русский критик Г. Ларош писал:
«Танцы, костюмы и музыка образуют тройственный союз, под сенью которого заурядный по фабуле, бессодержательный балет соединяется с музыкой, составляющей одно из колоссальнейших явлений русского искусства».
Конечно, балет «Раймонда» живет и будет жить благодаря великолепной музыке Глазунова. Именно она в первую очередь рассказывает нам о столкновении добрых и злых сил, о любви, о благородных порывах человека. Персонажи балета наделены выразительными музыкальными характеристиками — лейтмотивами.

Балет Раймонда ноты

Композитор нашел глубокого истолкователя своих замыслов в лице выдающегося балетмейстера Мариу са Петипа. Постановка «Раймонды» на сцене Мариинского театра принадлежит к числу его наивысших достижений. Премьера прошла с огромным успехом. Многие номера бисировались. Спектакли следовали один за другим, всякий раз собирая полный зал. Такому успеху способствовало и блестящее мастерство артистов Мариинского театра. Главные роли исполняли Пьерина Леньяни (Раймонда), Сергей Легат (Жан де Бриенн), Павел Гердт (Абдерахман). Кроме того, в «Раймонде» были заняты такие видные мастера русского балета, как М. Скорсюк, А. Горский, Мария Петипа, Ф. Кшесинский, Е. Гельцер. Дирижировал Ричард Дриго.

Отзывы прессы были почти единогласно восторженными. «Благодаря г. Глазунову, — писал Ц. Кюи, — балет оказался самой музыкальной новинкой нынешнего сезона». Очень высоко оценил музыку Глазунова и В. Стасов.
«Раймонду» ждала счастливая сценическая жизнь. Вслед за Петербургом к ней обратился Большой театр в Москве. И в дальнейшем этот балет часто ставился в театрах нашей страны. Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции, в декабре 1917 года, «Раймонда» после четырехлетнего перерыва с успехом была возобновлена на сцене Мариинского театра, а в начале 1918 года к ней вновь обратилась балетная труппа Большого театра. С тех пор «Раймонда» постоянно включается в репертуар советских музыкальных театров. Незабываемые образы главной героини балета создали Г. Уланова, М. Семенова, Н. Дудинская и другие прославленные наши балерины.
ПРОЧТИТЕ: Ю. Слонимский. «Раймонда» (в книге «Глазунов. Музыкальное наследие». В двух томах, т. I. Л., 1959); М. Ганина. Александр Константинович Глазунов. Л., 1961.

Календарь - В мире музыки - 1973г.