80 лет со дня рождения советского поэта Владимира Владимировича Маяковского

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

МАЯКОВСКИЙ В МУЗЫКЕ

 

Встреча творчества Маяковского с музыкой произошла еще при жизни поэта. К числу первых попыток музыкального прочтения его стихов можно отнести романс В. Щербачева «Четыре. Тяжелые, как удар». К тексту «Левого марша» обращались в 20-е годы К. Корчма-рев, С. Кац, А. Титов, С. Ряузов, A. Артамонов и другие. Воплощение пьес Маяковского на сцене Театра имени Вс. Мейерхольда вызвало рождение музыки Д. Шостаковича («Клоп») и B. Шебалина («Баня»). Перу В. Шебалина принадлежит и
монументальная драматическая симфония «Ленин», созданная по поэме «Владимир Ильич Ленин».

С каждым годом поэзия Маяковского привлекала все большее внимание советских композиторов. Значительный вклад в музыкальное освоение творчества замечательного поэта внес В. Белый, а также И. Белорусец, В. Богданов-Березовский, А. Леман, М. Таривердиев и другие. Однако вершиной на этом пути, безусловно, является «Патетическая оратория» Г. Свиридова, удостоенная Ленинской премии. Выдающийся композитор сумел воплотить в музыкальных образах сам дух поэзии Маяковского, ее глубокую созвучность нашему революционному времени. Произведение Свиридова окончательно опровергло мнение некоторых скептиков о «не музыкальности» стихов Маяковского. «Я никогда не принадлежал к специальным «любителям поэзии», коллекционирующим стихотворные сборники или посещающим вечера декламации, — говорит композитор. — Для меня стихи Маяковского, так же как и других наших прекрасных поэтов, есть неотъемлемая часть моего духовного мира — наряду с картинами Сурикова и Нестерова, музыкой Даргомыжского и Мусоргского, трагедиями Шекспира и романами Достоевского. За что я люблю Маяковского? За его глубокую честность, за возвышенность его мыслей и чувств, за его ненависть к мещанству во всех видах, за его бескорыстную любовь к отчизне. И, конечно же, прежде всего за его замечательный, неповторимый поэтический талант. Общение с его поэзией всегда настраивает душу на какой-то особо возвышенный лад».

Огромная заслуга Свиридова состоит не только в том, что он обогатил советскую музыку ярким, талантливым произведением. Он на практике показал, какие неисчерпаемые богатства таит в себе поэзия Маяковского, сколько в ней заключено вдохновляющих стимулов. Он сумел проложить фарватер, который стал примером для многих советских композиторов.
ПРОЧТИТЕ: А. Сохор. Маяковский и музыка. М., 1965.

Календарь - В мире музыки - 1973г.