Молодые имена - Эдуард Серов

Календарь - В мире музыки - 1973г.

А.Нежданова

Музыкальный календарь памятных дат
 

ЭДУАРД СЕРОВ

 

Критики нередко называют Эдуарда Серова «молодым Мравинским». Основанием для такого сравнения молодого дирижера с прославленным мастером, признанным главой советской дирижерской школы, служит не только внешнее сходство, не только тот факт, что Серов долгие годы учился у Мравинского, но и более глубокие причины. Серова роднит с его старшим коллегой прежде всего творческий метод, в основе которого—полный отказ от внешней эффектности, позы, стремление проникнуть в самую суть музыки, раскрыть ее перед слушателями.

Уже к тридцати годам Серов обладал и солидной профессиональной подготовкой, и разносторонней музыкальной практикой, и достаточно широкой эрудицией. Годы учения начались для Серова в Московском хоровом училище, где он не только изучал музыкальные дисциплины, но и пел в хоре мальчиков под руководством прославленного хормейстера А. В. Свешникова. Затем, после четырех лет занятий в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных Серов получил специальность хормейстера и начал работать в Киевском хореографическом училище. Тогда же он дебютировал в театре, продирижировав балетом Спадавеккиа «Берег счастья». Вскоре и самому музыканту, и всем, кто знаком с его талантом, стало ясно —Серов прирожденный дирижер. И он решил продолжить учебу, поступив в Киевскую консерваторию, в класс профессора М. Канерштейна. Но одновременно, рука об руку с учебой, снова шла работа артиста: молодой музыкант был приглашен на должность дирижера симфонического оркестра Украинского радио и телевидения. Необходимость постоянно работать с оркестром, выступая по радио и в концертах, учить все новые и новые программы, позволила ему быстро приобрести нужные навыки, значительный репертуар, ощущение концертной эстрады. Однако главная школа была еще впереди.

Окончив Киевскую консерваторию, Серов переехал в Ленинград. Вскоре он стал дирижером Ленинградской филармонии, получил возможность не только работать с одним из лучших оркестров Европы, но и присутствовать на всех репетициях его руководителя Евгения Мравинского, который стал наставником и другом молодого музыканта. Два года спустя Серов еще раз поступает учиться. Он одновременно становится аспирантом Ленинградской консерватории по классу Е. Мравинского, студентом в классе композиции профессора В. Салманова и преподавателем класса хорового дирижирования.
С каждым годом все более широким и разносторонним становится репертуар дирижера: фундамент этого репертуара, так же как и у его учителя, составляют монументальные симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Шостаковича, Прокофьева. Но наряду с ними — произведения самые разнообразные по стилю, масштабу, жанру. Особое внимание уделяет молодой дирижер музыке XX века. Тут и широко популярная музыка, и менее известные сочинения Барбера и Мессиана, Пуленка и Веберна, ленинградских композиторов Сергея Слонимского и Бориса Тищенко.

В 1969 году Серов стал одним из победителей I Международного конкурса дирижеров в Западном Берлине. Высоко оценил его талант сам Герберт Караян, предсказавший музыканту блестящее будущее. А вернувшись на родину, Серов проявил свой талант музыканта, педагога и организатора, став во главе нового симфонического оркестра, созданного на родине Владимира Ильича Ленина — в городе Ульяновске. За короткий срок Серову удалось сплотить музыкантов в высококлассный ансамбль, добиться высокого художественного уровня исполнения.

Календарь - В мире музыки - 1973г.