60 лет со дня рождения советского композитора Анатолия Васильевича Богатырева

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

АНАТОЛИЙ БОГАТЫРЕВ

 

Профессиональное музыкальное искусство Белоруссии молодо. По сути дела, оно сложилось и окрепло в годы Советской власти. И хотя композитор Анатолий Васильевич Богатырев почти ровесник Октября, он один из тех, кто закладывал фундамент белорусской музыки. К такому выводу можно прийти, исходя даже только из педагогической деятельности Богатырева. Именно его учениками являются активные строители современной музыкальной культуры республики — композиторы Г. Вагнер, Е. Глебов, Ю. Семеняко, И. Лученок, С. Кортес и многие другие.

Но, конечно, особенно весомый вклад в развитие национальной музыки Анатолий Васильевич внес своими сочинениями. Он рано проявил творческую активность и выступал с интересными произведениями еще в период овладения композиторским мастерством под руководством Н. Аладова в музыкальном училище и у В. Золотарева в Белорусской консерватории. Как справедливо подчеркивал его старший коллега Е. Тикоцкий, «творчество А. Богатырева необычайно разносторонне: трудно найти какой-либо жанр современной музыки, в котором он не сказал бы своего слова. Но наиболее характерными для творчества композитора стали многообразные формы вокальных и вокально-симфонических жанров — все, что так или иначе связано с поэзией, со словами». И действительно, его песни и романсы завоевали твердое положение на концертной эстраде. Композитора вдохновляли поэтические образы Шекспира, Байрона, Пушкина, Лермонтова, но чаще всего он обращается к творчеству белорусских поэтов — Я. Купалы, А. Кулешова, М. Танка и других. Современная тема привлекает его и тогда, когда он делает мастерские обработки народных песен, украшающие репертуар хоровых коллективов— «Песня о Заслонове», «Воспоминания», «Вишенка», «Колхозная весенняя».

Продолжением этой музыкально-поэтической линии творчества Богатырева стали его произведения кантатно-ораториального жанра. Еще в 1937 году он написал первую в республике кантату — «Сказ о медведихе», а в дальнейшем воплотил в этой форме патриотическую тему — «Ленинградцы», «Белорусские партизаны», «Белорусь», «Ленин».
Значительным завоеванием национальной музыки являются и оперы Богатырева, в которых композитор, как правило, опирается на крепкий фундамент народной песенности. И в этом есть глубокая закономерность, так как оба произведения— и «В пущах Полесья» и «Надежда Дурова»—посвящены национально-освободительной борьбе народа против иноземных захватчиков.
Как уже говорилось, творчество Богатырева очень широко в жанровом отношении. Он с успехом обращается и к «чистой» музыке, хотя и здесь порой присутствуют черты программности; среди его сочинений две симфонии, инструментальные концерты, фортепианные пьесы, камерные ансамбли.

«Мое призвание — искать правдивое интонационное выражение мыслей и чувств героев нашего времени, искать музыку нашей эпохи, создавать новые музыкальные произведения о народе и для народа». Таково творческое кредо композитора, воплощению которого он отдает все свои силы.

Календарь - В мире музыки - 1973г.