70 лет со дня рождения советского композитора Николая Карповича Чемберджи

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

НИКОЛАЙ ЧЕМБЕРДЖИ

 

Один из первых представителей советской композиторской школы, воспитанных и вышедших на широкую дорогу творчества уже после Октября, и вместе с тем один из первых энергичных строителей новой, советской музыки — таким вошел в историю нашего искусства Николай Карпович Чемберджи. Он прожил короткую, но необычайно яркую, кипучую творческую жизнь, обогатил нашу музыку многими значительными сочинениями, сказал в ней свое, неповторимое слово.

Чемберджи родился под Петербургом, в Царском селе (ныне город Пушкин). Первым его наставником был дядя — замечательный армянский композитор А. А. Спендиаров. В 1924 году двадцатилетний музыкант поступил в Московскую консерваторию, в класс композиции профессора А. Н. Александрова; кроме того, он изучал инструментовку под руководством С. Н. Василенко, а анализ музыкальных форм — у Г. Э. Конюса. Занятия с крупными музыкантами принесли свои плоды — к моменту окончания консерватории Чемберджи уже обратил на себя внимание как своеобразный и высокопрофессиональный музыкант. В студенческие годы он активно участвовал в работе «Производственного коллектива студентов научно-композиторского факультета» (ПРОКОЛЛ) и Российской ассоциации пролетарских музыкантов, стремясь найти новые пути в искусстве, приблизить свое творчество к запросам широких слушательских масс. Уже тогда широкий эстетический кругозор, энергия и принципиальность молодого композитора завоевали ему высокий авторитет среди коллег; впоследствии Чемберджи избирался на ряд ответственных постов в Союзе советских композиторов, был председателем Московской композиторской организации.

В 30-годы Чемберджи стал известен как автор многих произведений в различных жанрах, в том числе двух квартетов и сюиты для трубы с фортепиано «Пионерия», вошедших в концертный репертуар. Но расцвет его дарования наступил в последнее десятилетие жизни музыканта. В 1940 году прозвучала и сразу завоевала популярность его «Танцевальная сюита», — произведение темпераментное, красочное, мелодически рельефное, написанное рукой зрелого мастера. В годы войны он работал с особой интенсивностью, завершив целый ряд крупных сочинений: оперу на башкирскую тему «Карлу гас» («Ласточка»), детский балет «Сон Дремович», Симфонию, Героическую поэму, поэму «Армения», Третий квартет, цикл армянских песен для голоса с квартетом, писал патриотические песни и марши. В последние годы жизни, уже будучи тяжело больным, композитор не прекращал творческой деятельности. Он создал Симфониетту, оркестровал заново многие из ранних сочинений.

В каждой из его крупных работ, несмотря на разнообразие их тематики и мелодического материала, слышен самобытный и сильный голос автора. «Одной из характерных черт творческого облика Чемберджи, — писали вскоре после смерти композитора его коллеги Д. Кабалевский и В. Фере, — был его глубокий интерес к искусству народов Советского Союза. В его произведениях мы найдем любовно разработанный фольклор: армянский и таджикский, русский и узбекский, молдавский и башкирский. К народному творчеству Чемберджи подходил всегда серьезно, изучал его вдумчиво и глубоко. Поэтому, например, его «Молдавская сюита» всегда останется в советской музыке как отличный образец именно молдавской музыки, а мимо оперы «Карлугас» мы никогда уже не сможем пройти, изучая историю башкирской советской музыки».
ПРОЧТИТЕ: Г. Поляновский. H. К. Чемберджи. М.-Л., 1947.

Календарь - В мире музыки - 1973г.