90 лет со дня рождения советского певца Максима Дормидонтовича Михайлова

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

МАКСИМ МИХАИЛОВ

 

Россия издавна славится могучими басами. Многие из них украшали сцену Большого театра. Здесь во всю силу развернулось и самобытное дарование Максима Дормидонтовича Михайлова. Он создал глубоко впечатляющие образы в классических оперных произведениях. Высшим его достижением была партия Ивана Сусанина в бессмертном шедевре Глинки. Творчество Михайлова пользовалось всеобщей любовью слушателей и коллег. Поздравляя замечательного артиста с его 70-летием, И. Козловский писал: «Дорогой наш друг! Легко и трудно о нем речь вести. Легко тому, кто его знает по совместной работе, и трудно поведать о певце тем, кто его слышал и кто не слышал. Еще ни один человек печатным словом не убедил, как пел или поет тот или иной артист.
Возводить его в иконописный портрет есть много оснований: и любимый публикой, и общественник, и ценный для товарищей. И добродетель следует воспевать. Но воспевание у нас по сути однообразно. Но схож ли он со своими коллегами по творческому облику, гражданскому достоинству, темпераменту, характеру? Выстройте весь звучащий басовый ключ, хотя бы артистов Большого театра, и одна и та же фраза будет звучать по тембровой окраске, по мысли несхоже у различных исполнителей. Но эта разность и есть та сила искусства, которая порождает и цементирует воедино оперный спектакль, в котором звучание
Максима Дормидонтовича представляет единое целое по мысли и по музыкальной форме всего спектакля.
Если привести цифры спетых им шефских бесплатных спектаклей, концертов, то на деньги, вырученные от них, можно построить не одну школу и, может быть, даже целый завод.

А какими цифрами измерить ту долю, что отдают люди творческого труда на благо общей культуры нашей страны! И среди этих тружеников имя Михайлова—одно из убедительнейших. И как бывает огорчительно, когда люди обывательского толка недооценивают этой трудной и полезной работы.
Очень мало найдется мест в Советском Союзе, где бы не выступал Михайлов.

Но прежде всего в частях Советской Армии. На рубежах морских: и в Севастополе, и в Мурманске, и на Балтике, и во Владивостоке, и на Курильских островах. И на земных рубежах. И все это не погоня за тщеславием или за какой-либо выгодой. Чаще это суровая, аскетическая, военная обстановка, желание поделиться своим искусством и воспринять характер и чувства советских людей, познакомиться, видеть и ощутить жизнь народа, которому ты посвятил свой труд. Жизнь в искусстве, в театре, в обыденности своей имеет много разных разностей. Одни больше посвящают эту жизнь этим разностям, другие целиком отдают себя искусству. И Михайлов, конечно, среди этих последних».

Календарь - В мире музыки - 1973г.