100 лет со дня рождения советского музыканта-фольклориста Александра Михайловича Листопадова

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Песни донских казаков

Музыкальный календарь памятных дат
 

АЛЕКСАНДР ЛИСТОПАДОВ

 

Богата песнями русская земля. Раскрыть эти богатства, сделать их доступными людям — такова была жизненная цель замечательного советского музыковеда и фольклориста Александра Михайловича Листопадова. Именно благодаря его неустанному труду были собраны и изданы подлинные жемчужины народного творчества — казачьи песни Дона. Здесь он родился, вырос, впервые прикоснулся к миру народного искусства. Еще в детстве запали в его душу эти прекрасные бесхитростные мелодии. Вспоминая свою мать, Листопадов писал позднее: «С каким чувством своим маленьким голоском, насколько помнится мне, певала эти песни («Белого заюшку» и др.). Вспоминается и чекаловский «Как ишел-то, казачонок», которым вместе с мамой провожали мы, братья, кого-то из нас на станцию». А потом юный Листопадов пел в семинарском хоре Новочеркасска и там же выступал как хоровой дирижер.

Собирательская деятельность музыканта начинается сразу после возвращения из Новочеркасска в родную Екатерининскую станицу. Этому он посвящал все свободное от преподавания в сельской школе время. С каждым годом рос запас песенных записей, и когда Листопадов впервые выступил в 1902 году на заседании Myзыкально-этнографической комиссии Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, это вызвало живейший интерес общественности: ведь до тех пор донской фольклор мало кому был известен. А в 1902—1903 годах была организована «Первая Донская экспедиция», руководителем которой стал Листопадов. С тех пор работа исследователя приобретает систематичность и еще больший размах.

Стремясь расширить свой музыкально-теоретический и литературный кругозор, Листопадов поступает в Московскую консерваторию и на филологический факультет Московского университета. Наряду с этим из года в год он путешествует по донским станицам, пополняя свое собрание все новыми и новыми образцами фольклора и публикуя в печати материалы этих плодотворных экспедиций.
Завершить высшее образование Листопадову не удалось: за участие в революционных студенческих кружках 1905 года он был выслан из Москвы. Область Войска донского также оказалась запретной зоной для прогрессивно настроенного молодого ученого. Поселившись в Саратове, он преподает в местном музыкальном училище и приступает к изучению песен Поволжья. Лишь в 10-х годах Листопадов вновь получает возможность продолжить работу на Дону. Тогда же выходят в свет сборники фольклорных материалов, собранных неутомимым исследователем—«Песни донских казаков» (1911), «1812 год в народных песнях» (1912) и другие.

Только в 1920 году, после освобождения Дона от белогвардейцев, возвращается Листопадов в родные края. И вновь одна за другой следуют экспедиции, несмотря на преподавательскую работу в Педагогическом институте и Музыкальном училище Новочеркасска. В 1934—1936 годах Листопадов находился в Таджикистане, где записывал песни народов Средней Азии.)
Характеризуя особенности своей работы, Листопадов писал в «Автобиографических заметках»: «Мой труд — труд собирателя, лично и непосредственно заносящего в свои нотные и словесные записи каждый звук, каждое слово, создающие песню, которые он непосредственно слышит и воспринимает. Почему я так делаю? Почему бы не увеличить количественно свое песенное собрание, как это не раз мне советовали, включением в него представляющих известный интерес записей? — Потому что записи, даже самые лучшие из донских — Савельева и Пивоварова, — не удовлетворяют тем основным требованиям, которые я поставил себе с самого начала: давать песню, а не давать один текст без напева или напев без текста. Притом текст давать записанным не в отрыве от напева, а в подтекстовке, полностью сопутствующей всем изгибам напева, с сохранением всех особенностей казачьей речи — лексических, синтаксических, морфологических, в полевых же записях —даже фонетических».

Все это придавало записям Листопадова подлинную научную ценность. Всего им собрано более 1200 казачьих напевов. Они и составили фундаментальный пятитомный труд «Песни донских казаков». Как подчеркивали писатель М. Никулин и композитор Т. Сотников, «поэту, композитору, художнику, дирижеру, ищущим жизненной правды в своем творчестве, ищущим простоты и художественной ясности выражения этой правды, «Песни донских казаков» могут всегда оказать поддержку в их творчестве».
ПРОЧТИТЕ: Г. Сердюченко. А. М. Листопадов. M., 1955.

Календарь - В мире музыки - 1973г.