60 лет со дня рождения советского композитора Алексея Давидовича Мачавариани

Календарь - В мире музыки - 1973г.

Музыкальный календарь памятных дат
 

АЛЕКСЕЙ МАЧАВАРИАНИ

 

Всем известно, с каким триумфальным успехом прошел балет Алексея Давидовича Мачавариани «Отелло» сначала в Тбилиси, затем в Ленинграде и Москве, на многих сценах Советского Союза и за рубежом.

А ведь это был дебют Мачавариани в балетном жанре. Впрочем, этот ищущий композитор вообще свободен от жанровых привязанностей. Проходя аспирантуру в Тбилисской консерватории, Мачавариани создает первое крупное произведение — симфоническую поэму «Дуби мошкара». В конце Великой Отечественной войны впервые прозвучал его Фортепианный концерт. Это была солидная заявка на творческую зрелость. Молодой музыкант смог тогда прочесть немало лестных похвал. Но особенно дороги были для него, конечно, слова Д. Шостаковича: «Автор—молодой и безусловно даровитый музыкант. У него намечается своя творческая индивидуальность, свой композиторский почерк». И вновь композитор обращается к другой сфере — поэма классика грузинской литературы Ильи Чавчавадзе «Мать и сын» вдохновила его на создание одноименной оперы. Следующая крупная работа — Симфония — явилась созданием сложившегося художника. «Новое произведение Алексея Давидовича, — говорил композитор О. Гордели, — глубоко своеобразно по форме, ярко современно по звучанию. Он показал себя в нем как высокоталантливый мастер, творчество которого не ограничено лишь национальными рамками и находится на уровне высоких достижений советского и прогрессивного зарубежного искусства».

Вскоре после премьеры частым гостем на эстраде стал Скрипичный концерт Мачавариани. Среди его исполнителей такие известные мастера, как Д. Ойстрах и М. Вайман.
И еще один жанровый «сюрприз» — монументальная оратория для сопрано, баса, смешанного и детского хора и оркестра «День моей родины». В ее музыке мирная жизнь страны — трудовые будни, жанровые сцены, пейзажные зарисовки, страницы воспоминаний, веселое шествие пионеров.
Затем «Отелло», принесший композитору особенно широкую известность. И как будто с целью обязательно менять «амплуа», Мачавариани, уже написав балет «Вепхисткаосани» и оперу «Гамлет», выпускает в свет вокальный цикл «Пять монологов» на стихи Важа Пшавелы.

Таково многогранное творчество одного из самых талантливых представителей современной музыкальной культуры Грузии. Грузинский музыковед Г. Орджоникидзе писал: «Музыка А. Мачавариани впечатляет слушателя прежде всего солнечностью, жгучими красками, материальной полновесностью образов. В мироощущении автора огромную роль играет волеутверждающее начало, культ света и радости. Подобно многим собратьям по перу, композитор начинает свой путь от «земли», плодородной почвы народного искусства, никогда не отказываясь от нее: он черпает в живительных истоках фольклора и материал, и средства выразительности. Оптимизм его искусства неоспорим, и, быть может, это самая драгоценная черта, наследованная им от фольклора».

Календарь - В мире музыки - 1973г.